Карбюраторы Zenith (Зенит) процедура восстановления

Карбюраторы Zenith (Зенит) процедура восстановления

Карбюраторы Zenith, бывшие в употреблении, достаточно часто предлагаются на автомобильных рынках (барахолках). Однако, большинство продаваемых экзотических аппаратов, как правило, находятся в состоянии, требующем восстановления. Между тем, если серьёзные повреждения отсутствуют, восстановить легендарную систему впрыска топлива, по сути представляющую предмет антиквариата, достаточно легко.

Прежде чем купить антикварный карбюратор Zenith

При покупке подержанного устройства целесообразным видится внимательный осмотр, с целью убедиться в том, что верхняя и нижняя части корпуса не треснуты и не сломаны. Следует обратить особое внимание на канал впуска топлива в области верхней отливки. Если эта область повреждена (сломана), прибор ремонту не подлежит.

Ещё одна область, которая требует тщательной проверки перед покупкой, — это монтажный фланец, где верхняя отливка крепится к впускному коллектору. Если какая-либо часть здесь сломана, система также не подлежит ремонту.

Повреждение резьбы одного из двух резьбовых отверстий в монтажном фланце проблемой не является. Такое отверстие допустимо отремонтировать посредством проволочного вкладыша (резьбовой вставки) 5\16-18.

Карбюраторы Zenith разборка конструкции под восстановление

Разбирать карбюраторы Zenith бывшие в эксплуатации следует крайне осторожно. Именно в момент разборки возможны разрушения без возможности восстановления. Первое, что необходимо сделать с купленным б/у карбюратором Zenith, — необходимо отделить верхнюю и нижнюю части литья.

Отделённые части помещают в подходящую ёмкость, наполненную растворителем для лака, и оставляют в растворителе на 8-12 часов. После выдержки можно начинать разборку. Первым делом снимают болт в нижней части, посредством которого скрепляются две части корпуса вместе.

Карбюраторы Zenith (Зенит) ранних моделей имеют головку болта под ключ на 15. Аппараты более поздних выпусков имеют головку болта под ключ на 14. Если две половинки корпуса не разъединяются после удаления болта, рекомендуется переустановка.

Болт нужно вновь завернуть по месту примерно наполовину и нанести несколько лёгких ударов молотком по нижней части болта. Обычно после таких действий половины разъединяется, так как удерживаются лишь залипшей прокладкой. Если же такой подход не помог, рекомендуется «родной» болт заменить резьбовым штоком длиной 3\8-24 (9,52 мм, шаг 1,05), который ввинтить до упора. После замены несколько сильнее нанести удары молотком по штоку.

Причиной плотного сращивания двух половин корпуса вместе обычно является трубка Вентури, закипевшая как в области верхней, так и нижней. Более агрессивные удары способствуют расколу трубки Вентури пополам. Соответственно, способствуют разъединению корпуса.

Образовавшиеся в результате слома половинки трубки Вентури снимаются с помощью специального инструмента или попросту выжигаются горелкой. Трубка Вентури изготовлена из чугуна и плавится при относительно низких температурах. Удалённая сломанная трубка Вентури заменяется новой, стоимость которой вполне доступна.

Дальнейшие действия по разборке старого карбюратора

Здесь стоит задача удалить всё, что поддаётся лёгкой разборке. Не рекомендуется применять силу. Любые крепёжные элементы:

  • болт,
  • гайка,
  • винт,
  • форсунка,

которые не отвинчиваются, легко разрушить, если применить грубую силу. Части конструкции, которые явно «прикипели» от времени, следует нагреть, после чего сразу же охладить холодной водой. Резкое изменение температуры способствует освобождению таких деталей.

Однако поплавок карбюратора следует удалить до того момента, как на карбюратор будет подано какое-либо тепло. Дело в том, что припой, скрепляющий две половинки поплавка, неизбежно расплавится. Соответственно, поплавок разрушится. Поплавки карбюраторов Zenith обычно легко снимаются.

Карбюраторы Zenith (Зенит) процедура восстановления + топливный отдел
Так выглядит топливный отсек, который имеют карбюраторы Zenith старых моделей. Здесь видны три канала, который зачастую приходится вычищать в процессе восстановления

Тепло пламени горелки подают непосредственно на два мелких винта, которыми крепится дроссельная заслонка, и на два винта, которыми крепится стопорная заслонка. Скорее всего, приложить тепло придётся и к той стороне отливки, где расположена вторичная лунка. Здесь часто отмечается фактор «залипания».

Нагрев нередко требует и узел газового клапана (GAV). Одним словом, нагрев применяют к поверхностям литья всех участков рядом с компонентами, которые показывают состояние «прикипевших». Нагревать необходимо до тускло-красного состояния.

Нагретую деталь быстро опускают в ёмкость с холодной водой. Эффект быстрого расширения и сжатия, вызванный нагревом и резким охлаждением, приводит к освобождению компонентов. Большинство «прикипевших» деталей обычно представляют собой латунные детали, ввинченные в чугун.

После того как удалось демонтировать сборку GAV, следует осветить открывшееся отверстие фонарём с целью определить, имеет ли карбюратор Zebith латунное седло клапана GAV. Седло обычно привинчено на место в нижней части отверстия или присутствует как неотъемлемая часть отливки.

Карбюраторы Zenith ранних выпусков имели латунное седло. Продукт более поздних моделей имеет литое седло. Если обнаружено латунное седло, скорее всего, придётся повторно нагреть эту область и охладить, чтобы извлечь эту деталь.

Осмотр снятых деталей карбюратора Zenith

Большинство демонтированных деталей конструкции вполне допустимо очистить и использовать повторно. Например, компоненты сборки:

  • дроссельная заслонка,
  • узел GAV,
  • поплавковый клапан,
  • поплавок,
  • вторичный колодец
  • четыре форсунки.

Перечисленные детали карбюратора Zenith изготовлены из латуни. Таковые чистят посредством валика из тонкой проволоки. Тот же самый процесс чистки актуален и для других частей, изготовленных из латуни.

Демонтированными частями карбюраторов Zenith, которые, скорее всего, придётся заменить, являются:

  • вал дроссельной заслонки,
  • сетчатый фильтр,
  • дроссельная заслонка,
  • четыре винта крепления заслонок,
  • привод GAV.

Волокнистые шайбы сетчатого фильтра, поплавковый клапан, сливную пробку, три форсунки и прокладку корпуса, также следует заменить.

Как ремонтировать сливную пробку и прочие элементы?

Нередко резьба бобышки сливной пробки оказывается сорванной по причине чрезмерной затяжки во время использования карбюратора Zenith. Ремонт здесь допустим методом высверливания бобышки сверлом соответствующим размеру 29/64. Действовать здесь следует осторожно, дабы не засверлить случайно отверстие главного жиклёра.

Требуется прогнать резьбу метчиком, соответствующим размеру 1\2-20. То есть нарезать внутреннюю резьбу. Необходимо сохранить в целости штепсельную вилку экрана топливного фильтра, отпаяв фильтр от этой детали. В результате, если первоначальный шестигранник имел размер 1\2″, новый шестигранник будет иметь размер 5\8″. Налицо отход от стандарта, но функционально система будет работать.

Карбюраторы Zenith (Зенит) процедура восстановления + вторичный колодец
Вторичный колодец располагается выше трёх вертикальных отверстий. Выступ для жиклёра просматривается в левом верхнем углу отверстия под трубку Вентури

Внутри как верхнего, так и нижнего корпуса есть несколько каналов. По этим каналам топливо поступает в различные области карбюратора. Важно эти проходы освободить и очистить от мусора. При изготовлении карбюратора Zenith проходы делаются путём просверливания отверстий снаружи корпуса с последующим закрытием входных отверстий латунными заглушками.

Существует масса руководств по восстановлению карбюраторов Zenith, где авторы рекомендуют высверливать латунные заглушки свёрлами, очищать проходы, после чего устанавливать новые латунные заглушки. Однако так делать не рекомендуется! На практике многие карбюраторы Zenith под восстановление портили именно такой методикой.

Реально существует простой способ очистить проходы, убедиться в отсутствии мусора и свободного хода. Делается это с помощью простой садовой скрепки. Потребуется лишь немного времени и терпения.

Пять вариантов чистки проходов карбюраторов Zenith

Фактически допустимы целых пять вариантов. Любой вариант предполагает выпрямление скрепки с последующим созданием плавных изгибов. Такой формы скрепка вставляется в проход и проводится чистка.. Этот процесс необходимо выполнить дважды: один раз перед дробеструйной обработкой корпуса и второй раз после дробеструйной обработки. Ниже приводится последовательность и способы очистки проходов.

Вариант #1: Очистка прохода главного жиклёра

Ход главного жиклёра карбюратора Zenith расположен в нижней части корпуса и проходит от правой стороны топливного бака к сливной пробке, где и находится главный жиклёр. Здесь следует согнуть скрепку по плавной кривой, вставить по ходу от резервуара к сливной пробке.

Необходимо убедиться, что конец скрепки выходит из отверстия сливной пробки. Возможно, придётся зажать скрепку плоскогубцами с длинными губками и немного надавить. Если появился какой-либо мусор, нужно протолкнуть скрепку вперёд назад несколько раз.

Вариант #2: Очистка форсунки главного жиклёра

Эта проход расположен в нижней части корпуса в центре топливного отдела и является местом, где ввинчивается сопло жиклёра. Канал проходит от сопла жиклёра во вторичный колодец, затем к точке, где ввинчивается жиклёр.

Здесь опять же требуется выпрямить скрепку, вставить в отверстие сопла жиклёра и протолкнуть через вторичный колодец в отверстие жиклёра. Подсветить фонариком вторичный колодец и сопловое отверстие в крышке, чтобы убедиться, что скрепка прошла и вышла в сопловое отверстие.

Некоторые ранние модели карбюраторов Zenith имеют отливки со ступеньками между вторичным колодцем и отверстием для форсунки в крышке. Такое исполнение несколько затрудняет полное проникновение скрепки. Однако терпение и экспериментальный изгиб скрепки помогают выполнить задачу.

Вариант #3: Очистка канала GAV-резервуара

Этот канал расположен в нижней части корпуса и проходит от нижней области монтажного отверстия клапана GAV (где расположено седло клапана GAV) к левой стороне топливного отдела.

Карбюраторы Zenith (Зенит) процедура восстановления + латунное седло GAV
Конструкция имеет канал узла GAV (справа). Здесь, в частности, установлено латунное седло клапана GAV

Достаточно выпрямить скрепку и вставьте этот инструмент в отверстие клапана GAV. Подсветить фонариком внутрь отверстия с левой стороны топливного отдела, в результате чего можно видеть конец скрепки, торчащий из отверстия седла клапана GAV.

Вариант #4: Очистка канала GAV второстепенного колодца

Расположение прохода отмечается в нижней части корпуса. Путь от монтажной области GAV непосредственно над седлом клапана GAV и далее к вторичному колодцу. Правда, существуют различные варианты корпусов. Есть системы, где проход ведёт к соплу крышки, а не к вторичному колодцу.

Здесь также достаточно сложная работа скрепкой, тем не менее, работа выполнимая. Потребуется подсветка монтажной области GAV с целью точного определения, где находится проходное отверстие. Таковое традиционно находится с левой стороны монтажной области GAV над седлом клапана в одном из двух положений.

Если проход ведёт к вторичному колодцу, тогда расположение отмечается примерно в положении «восемь часов». Если же проход ведёт к форсунке крышки, расположение отмечается примерно в положении «десять часов». Нужно согнуть скрепку плавной кривой и сделать небольшой крючок на конце.

Вставить инструмент на входе GAV и добиться выхода конечной части в проходном отверстии. Вышедший конец захватить плоскогубцами с длинными губками и протолкнуть через проход. Подсветить вторичный колодец и область форсунки в крышке. Конец скрепки должен выходить в одном из этих двух мест.

Вариант #5: Очистка канала холостого хода

Канал расположен в верхней части корпуса и проходит от точки, где вкручивается жиклёр холостого хода, до точки горловины карбюратора Zenith, чуть ниже монтажного фланца впускного коллектора. Здесь самый сложный проход скрепкой, так как имеются два поворота. Однако:

  • терпение,
  • изобретательность,
  • ловкость рук,

позволяют сделать сложную работу.

Нужно согнуть скрепку под нужным углом, вставить инструмент в канал горловины. Конец скрепки вводится в точке, куда вкручивается жиклёр холостого хода. Подсветить отверстие жиклёра холостого хода, так легче увидеть конец скрепки.

Если метод прохода скрепкой не сработал, есть альтернативный способ. В канал жиклёра холостого хода вставить воздушную форсунку с узким наконечником. Смочить палец и приложите к выходу в области горловины. Подать давление воздуха и перемещать палец. Если чувствуется прилив воздуха, канал чист.

Дробеструйная обработка корпусных деталей карбюратора

После полной разборки корпусных частей и определения свободного хода всех каналов, потребуется пескоструйная обработка. Это важная часть процесса реставрации карбюраторов Zenith дробеструйным аппаратом.

Пескоструйная обработка стеклянной бусиной среднего размера позволит удалить всю грязь, старую краску, ржавчину. В результате обработки корпус карбюратора Zenith приобретает блестящий металлический оттенок. В процессе дробеструйной обработки поток необходимо направить в каждый из пяти проходов, рассмотренных выше.

Процесс дробеструйной обработки поможет очистить оставшийся мусор в проходах. После завершения дробеструйной обработки проходы требуется продуть сжатым воздухом.

Обработанные корпусные части подлежат окрашиванию сразу после процесса дробеструйной очистки. Окислы достаточно быстро появляются на оголённых металлических поверхностях. Все обработанные участки корпуса, которые не подлежат окраске, следует изолировать. Например, закрыть небольшими кусочками бумаги.

Не следует красить половины корпуса в месте соединения. Для покраски рекомендуется использовать продукт, подобный «LustreKote». После высыхания краски распылить средство типа «WD-40» на голые участки металла, ранее изолированные. Тем самым предотвратить эффект окисления.


При помощи информации: Brattons