Как правильно эксплуатировать подвеcной лодочный мотор?

Как правильно эксплуатировать подвесной лодочный мотор?

Для лучшего понимания работы небольшого лодочного подвесного мотора, а также с целью получения требуемых навыков поиска и устранения неисправностей, рассмотрим процедуру технического обслуживания. Возможно, многим обладателям малых речных и морских малых судов хорошо знаком предмет – как правильно эксплуатировать подвеcной лодочный мотор. Тем не менее, повторение темы никогда не помешает в плане сохранения памятки работы на лодке.

Топливная система подвесного лодочного мотора

Традиционно используемые переносные топливные баки для лодочных моторов оснащены грушей ручной заливки. Грушу сжимают несколько раз для всасывания топлива из бака при первом запуске двигателя. Кроме того, груша может применяться для продолжения подачи топлива в двигатель в случае отказа топливного насоса.

При работе с грушей необходимо исключать чрезмерное сжатие, поскольку увеличенное давление способно вызвать утечки в топливной системе. Или же не исключён риск залива двигателя чрезмерным количеством топлива, что приведёт к невозможности запуска. Грушу следует сжимать только до момента ощущения явного усиления твёрдости структуры.

Топливный бак подвесного лодочного мотора также оснащается винтом сапуна. Этот элемент конструкции необходимо ослабить для вентиляции бака при работе двигателя. Однако на случай транспортировки бака, винт сапуна необходимо полностью затянуть, предотвратив тем самым возможную утечку топлива.

Как правильно эксплуатировать подвесной лодочный мотор + бензобак
Классическая схема подсоединения мобильного топливного бака непосредственно к подвесному лодочному мотору: 1 – герметичный, под давление, корпус бака; 2 – универсальный разъём без распыления; 3 – клапан расхода топлива; 4 – многослойная запальная груша

Соединение топливопровода с топливным баком предполагает наличие системы самоблокировки, а соединение с двигателем быстросъёмное или автоматическое отключение на случай отсоединения топливопровода. Переносные топливные баки не следует оставлять частично пустыми на длительное время, так как существует риск насыщения топлива влагой и риск роста водорослей.

Заправка топливом выполняется на берегу, чтобы не допустить случайной утечки на борту лодки. Топливный бак следует надёжно закрепить при установке на лодке, чтобы предотвратить случайное перемещение.

Система охлаждения подвесного лодочного мотора

Система охлаждения подвесного двигателя прямая, обеспечивается сырой водой. Забор морской (речной) воды производится лопастным насосом, выполненным из пластика или резины, который расположен в нижней части «ноги» двигателя. Затем вода проходит через галереи корпуса двигателя и выбрасывается через выхлоп.

Небольшая струя воды также сбрасывается в определённой точке системы, как технический контрольный сигнал, указывающий на корректную циркуляцию охлаждающей жидкости по всей системе охлаждения. При помощи термостата поддерживается минимальная рабочая температура. Также иногда устанавливаются звуковая и световая сигнализация.

Внутренняя система смазки подвесного лодочного мотора

Двухтактным подвесным лодочным двигателям требуется машинное масло в цикле сжатия горючей смеси. Поэтому циркуляционная масляная система в таких конструкциях не представлена. Смазка достигается путём смешивания машинного масла с бензином в одной из двух систем.

Масло либо заливается в топливный бак и перемешивается методом встряхивания, либо перемешивается масляным насосом высокого давления. Этот метод известен как «Смазка с переменным соотношением» (VRO — Variable Ratio Oiling).

Современные двухтактные двигатели моторных лодок обычно оснащены именно такими точными системами смешивания. Дизельные и четырёхтактные бензиновые двигатели смазываются за счёт циркуляции масла, поступающего из картера.

Как правильно эксплуатировать подвеcной лодочный мотор - контроль масла
Традиционный привычный инструмент – щуп, используется для контроля надлежащего уровня масла в системе для некоторых конструкций лодочных моторов

Недостаточное количество масла приводит к перегреву подвесного лодочного двигателя и, в конечном итоге, к заклиниванию. Чрезмерное количество масла сопровождается:

  • загрязнением свечей зажигания,
  • сильно дымящим выхлопом,
  • чрезмерным отложением углерода.

Здесь также не исключён отказ двигателя. Требуемое количество масла на литр бензина колеблется в соотношениях от 1:100 до 2:100. Следует соблюдать рекомендации производителя в этом деле.

Системы, где используется впрыск масла, насос типа VRO автоматически регулирует и смешивает количество масла, необходимое двигателю при различных условиях и скоростях. Насос нередко оснащён сигнализацией отсутствия машинного масла. Если резервуар насоса типа VRO опустошается во время работы подвесного лодочного мотора, необходимо остановить двигатель и долить масло в систему.

Как правильно эксплуатировать подвеcной лодочный мотор?

Существуют и практикуются два метода крепления (установки) лодочного подвесного мотора на корме судна. Первый метод предполагает использование зажимов винтового типа, затягиваемых вручную. Второй метод предполагает использование монтажного кронштейна, закрепляемого болтами при помощи соответствующего инструмента.

Изменяя угол положения подвесного лодочного мотора, допустимо контролировать положение носовой части судна относительно поверхности воды (выше / ниже). Ходовые качества и устойчивость лодки во многом зависят от правильной балансировки подвесного двигателя судна.

Правильный угол дифферента во многом зависит:

  • от характеристик управляемости судна,
  • габаритного размера подвесного мотора,
  • погодного состояния (реки) моря,
  • условий загрузки лодки.

Поэтому необходимо следить за правильной балансировкой применительно к подвесному лодочному мотору в различных условиях эксплуатации и нагрузки судна.

На подвесных лодочных моторах малого размера угол дифферента регулируется вручную путём перемещения регулировочного стержня в разные отверстия монтажного кронштейна. Для более крупных подвесных лодочных моторов обычно применяется переключатель дифферента, устанавливаемый на рычаге дистанционного управления.

Традиционная процедура запуска лодочного мотора

Установить двигатель на лодке в рабочее положение и проверить:

  • уровень топлива в баке;
  • уровень машинного масла (если используется отдельный резервуар);
  • крепление мотора;

Далее ослабляют винт вентиляционного отверстия на крышке топливного бака на 2-3 оборота (если такой имеется). Подсоединяют топливный шланг от топливного бака к двигателю. Несколько раз сжимают корпус груши до момента появления жёсткого (твёрдого) состояния.

На следующем этапе следует убедиться, что двигатель находится в нейтральном положении, а рукоятка дроссельной заслонки в положении «ПУСК». Закрепить стопорную пластину на аварийном выключателе.

Открыть воздушную заслонку при запуске холодного мотора. Запустить мотор, потянув за ручку стартера (ручной вариант) или выключателем стартера (электрический вариант). Закрыть дроссельную заслонку. Проверить наличие «контрольной» струи воды, некоторое время прогреть мотор прежде чем тронуть лодку с места.