Лодочный мотор и двигатель автомобиля на замену

Лодочный мотор и двигатель автомобиля на замену

Когда актуальным становится вопрос на ремонт лодки, наверняка многие владельцы задумываются о замене старого мотора новым. При этом, рассматривая ассортимент лодочных моторов на рынке, потенциальные покупатели отмечают, что автомобильные двигатели стоят значительно дешевле. Естественным желанием становится приобрести недорогой лодочный мотор, но как насчёт взаимозаменяемости в таких случаях? Отмечается ли разница между лодочными моторами и автомобильными двигателями? Рассмотрим этот момент, прежде чем отправляться покупать новый силовой привод для лодки.

Лодочный мотор и автомобильный двигатель – в чём разница?

Одним из наиболее явных различий между конструкциями является техническое предназначение. Лодочные моторы традиционно предназначены под эксплуатацию в условиях влажной среды. Этот существенный момент отмечается тем, что все детали лодочных моторов способны в той или иной степени противостоять коррозии, неизбежно проявляющейся в воде.

Поэтому такие детали и элементы двигателя лодки, как:

  • прокладки головки,
  • заглушки,
  • направляющие клапана и т.д.,

изготавливаются из материалов коррозионно-стойких по структуре. Однако отмеченные требования далеко не всегда и не везде предъявляются к автомобильным двигателям. Это очевидно, учитывая, что автомобильные моторы работают, как правило, в сухой среде. То есть в этом плане два типа двигателей уже исключают взаимозаменяемость.

Стартер лодочного мотораКомплект топливный лодочный Джамп стартер авто новинка

Условия замены лодочного мотора автомобильным двигателем

Автомобильным двигателем используется некоторая часть всей мощности для поддержания скоростного движения транспорта на шоссе. С другой стороны, лодочный мотор фактически на протяжении всего рабочего процесса функционирует на полной мощности, двигая лодку по воде.

Это один из тех факторов, который определяет — почему распределительный вал лодочного мотора сконструирован с таким расчётом, чтобы использовать как можно больший крутящий момент на низких оборотах. Для автомобильного двигателя всё с точностью наоборот.

По сути, лодочный мотор имеет всего одну передачу трансмиссии, по сравнению с четырьмя или более передачами трансмиссии автомобильного двигателя. Это очередное существенное отличие судовых двигателей от автомобильных двигателей.

Кроме того:

  • генератор,
  • распределитель,
  • стартер лодочных (судовых) моторов,

эти компоненты отличаются от аналогичных, применяемых к двигателям автомобилей. Такие компоненты судовых двигателей наделяются специальными экранами гашения внутреннего искрения. Если на лодке применить двигатель, конструкция которого не имеет защитных экранов, существует риск опасных ситуаций.

Время эксплуатации лодочных и машинных моторов

Как правило, легковая машина применяется владельцем практически каждый день для удовлетворения собственных нужд. В крайнем случае, автомобиль эксплуатируется как минимум несколько раз в неделю. Такая частота эксплуатации благоприятна для двигателя, аккумулятора, других компонентов, поскольку технический застой оказывает пагубное влияние на механизмы.

Между тем достаточно многие обладатели речных (морских) лодок эксплуатируют суда далеко не с той частотой, как в случае с машинами. Отсюда логичный очередной вывод, что лодочные моторы никак не могут заменяться автомобильными. Невозможно в принципе просто взять и применить двигатель автомобиля вместо мотора лодки.

Разница конструкций лодочных моторов

Итак, обоснования выше утвердительно доказывают — между судовыми и автомобильными двигателями существует очевидная разница, что явно исключает прямую взаимозаменяемость. То есть на случая замены придётся покупать именно лодочный мотор и никакой другой. Но какой именно купить лодочный мотор?

Чтобы иметь ясное представление на будущую покупку, необходимо изучить различия между наиболее распространёнными типами двигателей для речных (морских) лодок (судов).

Первой вариацией видится подвесной лодочный мотор, являющийся особенно популярным компонентом небольших рыболовных и прогулочных судов. Подвесной мотор — это автономный привод, дополненный гребным винтом и рулевым управлением. Традиционно вся оснастка исполнена в одном блоке, который крепится на корме лодки.

Лодочный мотор - конструкция подвесного исполнения
Один из многочисленных примеров оснащения судна среднего пользовательского класса достаточно мощным подвесным силовым агрегатом. Удобный вариант съёма — установки

Этот тип приводов видится удобной конструкцией, учитывая возможность лёгкого подъёма (выемки) всего блока из воды, например, на случай подготовки судна к зимовке. Такой тип судового двигателя обычно имеет 2-х или 3-х цилиндровую систему, но есть также конструкции типа V-6 и V-8. Такого рода двигатель использует мощность реактивного движения для перемещения лодки.

Другим достаточно популярным вариантом выступает бортовой мотор, которым в качестве топливного ресурса используется газ или дизельное топливо. Для конструкции бортовых двигателей характерным является исполнение, где:

  • руль,
  • вал,
  • гребной винт,

проходят и располагаются непосредственно под корпусом лодки или внутри корпуса. Такого типа судовые двигатели обычно имеют 4 или 6 рабочих цилиндров, то есть практически, как и в случае с автомобильным двигателем. Бортовой лодочный (судовой) мотор, конечно же, более мощный по отношению к подвесным лодочным моторам.

Естественный момент – выбирая двигатель для лодки, следует отдавать предпочтение наиболее подходящим системам для конкретной конструкции лодки и всех компонентов. Так же, как и в случае с легковым автомобилем, необходимо изучить руководство по эксплуатации, прежде чем отправляться выбирать лучший двигатель.

Термины определения силовых установок речных (морских) судов

Учитывая высокую активность в области применения морских судов зарубежными странами, границы суши многих из которых омывают моря и океаны, широко распространена иностранная терминология. В том числе применение иностранных терминов относится и к силовым установкам небольших лодок и достаточно крупных судов.

Термин «Inboard Drive»

Термин «Inboard Drive» — бортовой внутренний привод, напрямую сочетается с понятиями судовой двигатель» и лодочный мотор. Бортовой внутренний привод – конструкция силовой установки, заключённая внутри корпуса лодки (судна). Для судов на внутреннем приводе такие элементы, как вал, руль и стойки располагаются в области днища корпуса, оставляя транец свободным.

Бортовые внутренние приводы поддерживают работу на бензине или дизельном топливе, доступны в исполнении одиночных или сдвоенных силовых установок. Судовой бортовой внутренний двигатель V-образного исполнения является модификацией обычного бортового привода, расположенного в кормовой части судна.

Лодочный мотор - конструкция серии внутреннего монтажа
Редкая вариация силового привода судна, фактически сделанная на основе автомобильного двигателя. Практически та же конфигурация за исключением отдельных деталей

Силовые приводы серии «Inboard Drive» конструктивно варьируются от 1-цилиндровых до 12-цилиндровых моделей. Однако учитывая, что большинство таких приводов получили начало от автомобильных двигателей, наиболее распространены 4-цилиндровые и 6-цилиндровые модели.

Некоторые бортовые внутренние приводы имеют воздушное охлаждение, в то время как другие используют систему водяного охлаждения — радиатор на пресной воде (аналог автомобиля), либо систему водяного насоса, которым обеспечивается циркуляция воды по системе охлаждения.

Термин «Outboard Motor»

Термин «Outboard Motor» обозначает подвесной лодочный мотор, являющийся наиболее распространённым типом силовой установки небольших судов и лодок. Такого типа силовые приводы используются на большинстве пресноводных лодок и судов разного назначения.

Силовые системы серии «Outboard Motor» представляют собой автономные двигатели, установленные на корме судна, на элементе корпуса, именуемого транец лодки. Каждый блок «Outboard Motor» имеет двигатель, гребной винт, рулевое управление. На большинстве установок тросы, прикреплённые к рулевому колесу, фактически поворачивают моторный блок целиком в процессе управления.

С целью упрощения перемещения лодки к воде, а также извлечения судна из воды, моторный блок целиком демонтируется, причём быстро и легко за счёт специально предусмотренной системы крепления. Такая конфигурация силовой установки позволяет удобно проводить техническое обслуживание на берегу.

Широкое распространение здесь получили двух- и трёхцилиндровые модели, но также доступны большие подвесные моторы, в частности, двигатели V-6 и V-8. Последние два исполнения «Outboard Motor» вполне способны конкурировать по мощности с моделями бортовых внутренних приводов. Большинство типов двигателей приводят в движение вращающийся гребной винт, но некоторые представляют реактивные двигательные установки, выбрасывающие воду.

Термин «Sterndrive»

Термином «Sterndrive» определяются так называемые кормовые приводы, фактически представляющие универсальные бортовые / подвесные морские моторы. Такого рода двигатель устанавливается внутри перед транцем и оснащается валом, который проходит через транец к приводному блоку, расположенному снаружи лодки под водой.

Лодочный мотор - конструкция силового привода типа Sterndrive
Примерно такой выглядит конструкция силового привода для лодки (судна), именуемого техническим термином Sterndrive

Подобно подвесному нижнему блоку, эта часть двигателя имеет гребной винт и действует как руль управления лодкой. Аналогично конструкции подвесного двигателя, нижний привод на поворотно-откидной колонке допускает подъём вверх, чем обеспечивается простота обслуживания, а также монтаж/демонтаж агрегата.

Размеры судовых приводов «Sterndrive» сопоставимы с двигателями более крупных лодочных моторов. Обычным для таких систем является использование четырёхцилиндровых конфигураций или конфигураций V-6.

Термин «Surface Drive»

Термином «Surface Drive» характеризуются надводные приводы – своего рода специализированные силовые агрегаты, традиционно используемые на высокопроизводительных (скоростных) лодках. Таким бортовым двигателем приводится в действие гребной винт, которым буквально «пробивается» поверхность воды, обеспечивая повышенный потенциал тяги.

Силовые приводы серии «Surface Drive» работают, будучи наполовину в воде и наполовину вне воды, в глиссирующем кильватере лодки, оснащённые гребным валом, выходящим почти горизонтально через транец. Этот тип приводов используются, как правило, на высокоскоростных судах, подобных катерам-сигарам.

Термин «Jet Drive»

Термином «Jet Drive» часто сопровождаются силовые системы (водомётные приводы), применяемые в конструкциях гидроциклов или больших лодок. Речь идёт о водомётных двигателях, заменяющих функционал гребных винтов. Соответственно, продвижение судна по воде обеспечивается с помощью той же воды, выбрасываемой со стороны кормы под высоким давлением.

Толкающая водяная струя формируется забором воды из-под корпуса судна вращательной силой крыльчатки с последующим пропусканием и выходом через подвижное сопло, которое, собственно и управляет движением лодки. Небольшим судам водомётные двигатели дают преимущество в виде быстрого разгона с места. Недостатки таких установок – громкий звук и низкая эффективность по экономии топлива.

Термин «Pod Drive»

Термином «Pod Drive» определяется привод винт-рулевая гондола — система, где гребные винты выводятся непосредственно под двигатель через нижнюю часть корпуса лодки. Наиболее известной из таких конструкций считается система «Volvo Penta Inboard Performance System» (IPS), применяемая на прогулочных лодках гондольного типа.

Конструкция «Volvo Penta IPS» отличается тем, что здесь гребные винты установлены впереди привода вала. Система привода такого рода фактически протягивает судно по воде, но не толкает, как в обычном варианте. Благодаря такому исполнению, увеличивается эффективность, а скоростные показатели возрастают практически на 20%. Другие модели гондольного типа двигаются традиционным способом — гребными винтами, установленными за приводом вала.

Силовые приводы типа «Pod Drive» обычно устанавливаются парами, что позволяет реализовать эффект высокой маневренности лодки. Благодаря индивидуальному управлению капсулами, судно способно вращаться вокруг собственной оси, оставаясь на месте, что является преимуществом для различных условий плавания.


При помощи информации: LiveAbout