Тест фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора

Тест работы фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора на «GM»

Распространённая проблема многих моделей автомобилей фирмы «General Motors» — нарушение работоспособности муфты гидротрансформатора. Серьёзный момент, которым блокируется движение машины. Одна из причин здесь — заблокированный соленоид муфты гидротрансформатора (TCC — Torque Converter Clutch). Но это не единственная причина. Компанией «General Motors» выпущены несколько бюллетеней технического обслуживания, где рассматривается отмеченный дефект. Существует также тест — специальная диагностическая процедура определения точной причины нарушения работы TCC. Рассмотрим этот момент.

СТРУКТУРА СТАТЬИ :

Гидротрансформатор – краткое знакомство с компонентом

Преобразование гидравлического давления системы трансмиссии в механический крутящий момент, приводящий в движение валы и колёса машины – вот главная функция гидротрансформатора.

В моменты движения автомобиля на пониженной, второй и задней передачах, гидротрансформатор работает в режиме гидропривода. По сути, функционал напоминает автоматическую муфту, действие которой направлено предотвращение остановки автомобиля.

Поток мощности при этом соответствует схеме:

  1. Двигатель механически приводит в движение импеллер.
  2. Импеллер гидравлически двигает турбину.
  3. Турбина двигает ведущий вал гидротрансформатора к зубчатой передаче.

Рабочим колесом приводится в движение трансмиссионная жидкость. Внутри корпуса импеллера находится множество изогнутых лопаток, а также внутреннее кольцо, которым образуются каналы для прохождения жидкости.

Вращающееся рабочее колесо действует подобно центробежному насосу. Жидкость подаётся гидравлической системой управления и течёт в каналах между лопатками. Когда импеллер вращается, лопатками жидкость ускоряется.

Центробежная сила выталкивает жидкость наружу через отверстия по кругу внутреннего кольца. Кривизна лопаток рабочего колеса направляет жидкость к турбине в том же направлении, что и вращение рабочего колеса.

Тест работы муфты гидротрансформатора
Структура гидротрансформатора: 1 — от маховика; 2 — передняя крышка; 3 — муфта в сборе; 4 — турбина; 5 — сочленённая ступица; 6 — статор с односторонним роликовым зажимом; 7 — подшипник Торригтона; 8 — импеллер; 9 — ведущая ступица; 10 — на трансмиссию

Лопатки турбины изогнуты против хода импеллера. Давление движущейся жидкости по лопаткам турбины вызывает силу, стремящуюся повернуть турбину в направлении движения импеллера. Когда этой силой создаётся достаточно высокий крутящий момент по отношению к валу турбины трансмиссии, турбина преодолевает сопротивление движению и начинает вращение.

Наступает момент, когда импеллер и турбина действуют подобно простой гидравлической муфте, но без умножения крутящего момента. Чтобы получить рост крутящего момента, необходимо возвратить жидкость от турбины к импеллеру и ускорить движение жидкости, увеличивая тем самым силу давления на турбину.

Меньшая сила получается, если турбина отталкивает жидкость, но не реверсирует. В любом состоянии остановки, когда трансмиссия включена, двигатель работает, но турбина стоит на месте, лопатки турбины реверсируют жидкость и направляют обратно на импеллер.

Кратко о муфте гидротрансформатора трансмиссии

Функция муфты гидротрансформатора трансмиссии (TCC) заключается в устранении потери мощности ступени гидротрансформатора, когда автомобиль находится в крейсерском режиме.

Системой муфты гидротрансформатора трансмиссии используется электромагнитный клапан для соединения маховика двигателя с выходным валом трансмиссии. Соединение осуществляется преобразователем крутящего момента.

Блокировка уменьшает эффект проскальзывания преобразователя, увеличивает экономию топлива. Для эффективного использования муфты гидротрансформатора необходимы к выполнению два условия:

  1. Достаточность внутреннего давления трансмиссионной жидкости.
  2. Работа соленоида на управление обратным клапаном линии жидкости.

Выполнение этих условий способствует организации работы муфты гидротрансформатора в условиях правильно отрегулированного гидравлического давления.

Тест работы муфты гидротрансформатора машин General Motors
Один из возможных конструкционных вариантов фрикционной муфты блокировки, применяемых в составе машин фирмы General Motors

Механизм муфты гидротрансформатора трансмиссии напоминает сцепление механической коробки передач. Когда механизм включен, устанавливается прямое физическое соединение между двигателем и трансмиссией.

Как правило, муфта гидротрансформатора трансмиссии включается на скорости около 80 км/час и отключается на скорости около 70 км/час. Включением/отключением муфты управляет соленоид.

Когда соленоид муфты гидротрансформатора трансмиссии получает сигнал от ECM, этот компонент открывает канал клапана. Гидравлическая жидкость через открытый канал оказывает влияние на муфту.

Когда сигнал ECM снимается, соленоид закрывает клапан, соответственно, давление сбрасывается, что приводит к отключению муфты. Если муфта не отключается при остановке автомобиля, двигатель глохнет.

Как выполнить тестирование муфты гидротрансформатора трансмиссии?

Прежде чем пытаться диагностировать электрические проблемы муфты гидротрансформатора, следует выполнить механические проверки, в том числе — регулировку сцепления и проверку уровня масла. При необходимости отрегулировать механику, долить масло.

Как правило, если отключением соленоида муфты от коробки передач симптомы неисправности пропадают, проблему можно считать обнаруженной. Но иногда такой подход может вводить в заблуждение, так как наверняка исправность соленоида не определена. Также грязь внутри корпуса клапана или слабый сигнал ECM могут выступать дополнительной причиной заблуждения.

Тест работы фрикционной муфты блокировки GM + соленоида
Примерно таким выглядит соленоид фрикционной муфты блокировки. Этот элемент также подлежит тестированию на случая появления дефектов

Единственный способ точно определить проблемный узел – это следовать диагностической процедуре, изложенной руководством «General Motors». Следование тесту шаг за шагом поможет определить точно причину проблемы. Ниже рассматривается пример последовательности тестирования.

Процедуры тестирования  набором испытательных мероприятий

Производство некоторых тестов требует, чтобы ведущие колёса были подняты над землёй, а двигатель и трансмиссия работали на передаче. Поэтому необходимо принять соответствующие меры для безопасного проведения испытательных мероприятий.

Автомобиль следует поднять домкратом. Подставить упоры под ведущие колеса и включить стояночный тормоз. Категорически запрещается управлять автомобилем на передаче в условиях подпора только домкратом.

Тест работы фрикционной муфты блокировки автомобилей GM
Ведущие колёса автомобиля перед тем как начинать выполнять тест, поднимают от земли при помощи домкрата и применяют надёжные подпорки

Следует отметить: некоторые тесты машин требуют вскрытия узла трансмиссии, а также физического тестирования клапанов. Однако эту работу лучше оставить для специалистов-профессионалов.

Тест №1: Проверка напряжения 12 вольт (стандартная методика)

Поднять автомобиль на подъёмнике так, чтобы ведущие колеса не касались земли. Подключить зажим «крокодил» лампы тестера на «землю». Отсоединить провода от корпуса и поместить щуп лампы тестера на клемму с маркером «A». Не нажимать педаль тормоза.

На машинах с компьютерным управлением лампа тестер загорается по факту включения зажигания. На машинах без компьютера запускают двигатель и прогревают до нормальной рабочей температуры.

Увеличивают число оборотов до 1500, после чего лампа тестер должна загореться. Если лампа тестер светится, продолжают пользоваться обычной методикой тестирования. В противном случае, применяется тесту №2.

Тест №2: Проверка напряжения 12 вольт  (быстрый метод)

Методика быстрого испытания — ALDL, если представлена, является способом выполнения многих тестов в диагностическом канале сборки (ALDL). Это позволяет проводить большую часть электрических проверок, не вставая с кресла водителя, сократить время диагностики.

Выполнением этого теста один провод лампы подключают на клемму «A» сборки ALDL. Другой провод соединяют с клеммой «F». Включают зажигание, после чего тестер должен загореться. Для отдельных моделей коробки передач, например 125C, переключаются на 3-ю передачу.

Если тестер горит, значит — напряжение 12 вольт на клемме «A» присутствует, можно переходить к тесту №6. Если же тестер не загорается, следует проверить штатным методом наличие напряжения 12 вольт.

Тест №3: Проверка напряжения 12 вольт на предохранителе

На блоке предохранителей найти предохранитель с пометкой «gauges» (датчики). Подключить зажим «крокодил» тестовой лампы на «землю». Включить зажигание. Установить щуп тестовой лампы на одну клемму предохранителя, убедиться, что лампа горит. Поместить наконечник тестовой лампы на другую клемму предохранителя, убедиться, что лампа горит.

Тест №4: Проверка напряжения 12 вольт на переключателе тормоза

Проверить наличие напряжения 12 вольт с обеих сторон переключателя тормоза. Некоторые автомобили «GM» имеют два электрических переключателя на педали тормоза.

Один переключатель имеет четыре провода, другой переключатель два провода + вакуумный шланг. На четырёхпроводном нижнем переключателе проверяются два провода, которые дальше двух остальных удалены от плунжера.

Подключить зажим «крокодил» тестовой лампы на «землю». Педаль тормоза в свободном состоянии. Включить зажигание. Подключить щуп тестера на один провод переключателя, лампа должна загореться. Аналогичным методом проверить другой провод. Надавить педаль тормоза и повторить тест. Напряжение 12 вольт должно остаться только на одном проводе.

Тест №5: Регулировка/замена переключателя тормоза

Снять переключатель тормоза с кронштейна. Подсоединить провода к переключателю тормоза. Повторить тест № 2, но воздействовать на поршень системы уже вручную.

Если проверка успешна, переключатель тормоза исправен, но требует регулировки. В противном случае, переключатель тормоза требуется заменить.

Тест №6: Проверка проводов на короткое замыкание и обрыв

Прежде чем тестировать, следует убедиться, что ключ зажигания находится в положении «выключено». Затем:

  1. Установить омметр на измерение в омах (Rx1).
  2. Подключить один щуп омметра к одному концу подозрительного провода.
  3. Подключить другой щуп омметра к надёжному заземлению.

Если прибор показывает бесконечное сопротивление, налицо короткое замыкание на корпус (на массу).

Если же подозрительный провод не выдаёт напряжения, при этом соединение на обоих концах надёжное, а замыкание на корпус отсутствует, скорее всего, проводник где-то оборван. Лучший вариант — замена.

Тест №7: Заземление на выводе «D» коробки передач

На автомобилях без компьютерного управления этот тест не проводят. Актуален переход к тесту давления в линии охлаждения.

Поднять автомобиль на подъемнике так, чтобы ведущие колёса не касались земли. Отсоединить провода от корпуса и подключить зажим «крокодил» тестовой лампы на клемму «A».

Установить щуп тестовой лампы на клемму «D». Запустить двигатель и прогреть до нормальной рабочей температуры. Установить селектор в «Drive». (O.D. на четырёхступенчатых агрегатах).

Медленно увеличить скорость до 100 км/час, лампа тестер должна загореться. Если тестер не загорается, проблема кроется в компьютерной системе. Следует перейти к тесту № 7 по обычной методике.

Тест №8: Проверка «земли» на клемме «D» на ALDL (быстрый метод)

Предполагается, что пройден быстрый метод ALDL (Тест №1). В противном случае требуется обычный метод Теста №6.

Контрольная лампа подключена между клеммами «A» и «F» на ALDL. Двигатель, прогретый до нормальной рабочей температуры, подвергается дорожному испытанию. Когда начинается дорожное испытание, тестер должен гореть. Если нажать педаль тормоза – лампа гаснет.

Следить за контрольной лампой с целью контроля в любой момент времени дорожного испытания. Если контрольная лампа гаснет в какой-то момент, скорее всего, есть замыкание на массу на клемме «D» коробки передач. Перейти к тесту №7.

Если контрольная лампа горит постоянно, проблема кроется в компьютерной системе. Требуется прохождение теста №7.

Тест №9: Проверка «земли» провода «D» на коробке передач

Срезать малую часть изоляции провода клеммы «D» рядом с разъёмом коробки передач. Подключить один конец перемычки к оголённому проводу. Подключить другой конец перемычки к земле.

Провести дорожный тест на блокировку (машина на подъёмнике).

Удерживать постоянную скорость 100 км/час. Легко нажать и отпустить педаль тормоза. Убедиться, что блокировка снимается и возобновляется.

Тест №10: Быстрый метод проверки

Заземлить провод клеммы «D» на ALDL. Подключить один конец испытательной лампы или перемычки на клемму «A» на ALDL. Выполнить дорожное испытание.

На скорости примерно 60 км/час подключить другой конец контрольной лампы или перемычки на клемму «F» на ALDL. Гидротрансформатор должен заблокироваться.

Тест # 11: Проверка давления в линии охладителя

Отсоединить охлаждающую линию. Подключить один конец резинового шланга к отсоединенной магистрали, идущей от радиатора. Вставить другой конец резинового шланга в заправочную трубку трансмиссии.

При поднятых от земли ведущих колёсах запустить двигатель. Удерживать резиновый шланг в руке. Привлечь помощника для установки селектора в положение «Drive», медленно разогнать машину до 100 км/час.

Когда клапан блокировки начинает движение вверх, на резиновом шланге ощущаются и просматриваются небольшие вибрации, что свидетельствует о прохождении теста.

Тест # 12: Проверка работы соленоида

Здесь требуется аналоговый омметр и источник напряжения 12 вольт. Подключить чёрный провод омметра на красный провод соленоида. Подключить красный провод омметра на чёрный провод соленоида.

Если используется одноконтактный соленоид, подключить красный провод омметра на корпус соленоида. Измерительный прибор, установленный на шкалу в Омах, должен показывать не менее 20 Ом, но не бесконечное сопротивление.

Подключить красный провод омметра на красный провод соленоида, чёрный провод на чёрный провод или корпус. Омметр должен показывать меньшее сопротивление, чем показания первого теста. Подключить соленоид к источнику напряжения 12 вольт, соблюдая полярность.

При условии очень низкого давления попытаться продуть соленоид. Устройство должно оставаться герметичным. Отключить напряжение, после чего соленоид должен продуваться свободно.

Тест №13: Проверка электрических переключателей на коробке передач

Если ранее пройдены быстрые методы тестирования и электрические переключатели не вызывали блокировки, можно перейти к тесту №11.

В противном случае — подключить один провод омметра на клемму переключателя, другой провод омметра на корпус переключателя. Омметр должен показывать бесконечное сопротивление.

Подать на переключатель давление 4 кг/см2, после чего омметр должен показать нулевое значение. В зависимости от типа переключателя и функций терминала, омметр должен показывать либо нулевое, либо бесконечное сопротивление.

Тесты №11, №12 – требуют выполнения разборки механических деталей, тогда как тест №13 – проверки компьютера, предполагает привлечение специалистов.


При помощи информации: LiveAbout