Прокладка головки блока цилиндров симптомы пробоя

Прокладка головки блока цилиндров симптомы пробоя

Прокладка головки блока цилиндров, как правило, одна в составе четырёх- или две в составе шести-, восьми- цилиндровых конструкций автомобильных моторов, выполняет ряд важных функций. Этот компонент блока цилиндров, обладая достаточно эластичной структурой, способен выдерживать значительные температуры и давления в течение долгосрочной эксплуатации автомобиля. Однако дефекты не исключаются и если проявляются, такая ситуация приводит к нарушению нормальной работы автомобильного мотора.

Прокладка головки блока цилиндров + предназначение

Этот технический аксессуар (деталь) устанавливается между частью корпуса двигателя, где располагается коленчатый вал с поршнями, и оголовьем этой части, где размещён распределительный вал и клапаны. Большая часть автомобильных двигателей современного исполнения рассчитана под применение прокладки головки блока цилиндров, имеющей структуру многослойной стали.

Между тем, многие конструкции двигателей машин старого образца наделены прокладкой головки блока цилиндров, изготовленной на основе спрессованного асбеста или графита. Также есть конструкции двигателей, где устанавливаются сплошные медные прокладки головки блока цилиндров. Вместе с тем, независимо от материала изготовления, этот сборочный элемент конструкции мотора выполняет три основные функции:

  1. Обеспечивает уплотнение цилиндра, когда работающим двигателем создаётся давление до 50 кг\см2 для бензиновой версии, и до 150 кг\см2 для дизельной версии. Созданным уплотнением выдерживается отмеченное давление, чем обеспечивается эффективное сжатие рабочей смеси.
  2. Обеспечивает проводимость жидкости – охлаждающей, а также моторного масла. Эти технологические компоненты необходимы для работы автомобильного мотора. Отмеченные жидкие среды проводятся сквозь отверстия, проделанные в теле прокладки головки блока цилиндров, соединяющие каналы охлаждения и смазки мотора в целом.
  3. Гарантирует индивидуальное распределение охлаждающей жидкости двигателя и моторного масла, каналы которых могут проходить рядом на расстоянии в несколько миллиметров один от другого. Прокладочным сборочным компонентом предотвращается смешивание разных рабочих жидких сред.

Кроме того, за счёт уплотнения предотвращается прохождение газовой составляющей продуктов сгорания в каналы охлаждающей жидкости двигателя и моторного масла, и наоборот. В зависимости от конструкции, прокладочная структура элемента может иметь уплотнительные кольца, усиливающие эффект герметизации среды в определённых областях.

Симптомы нарушения целостности уплотнения

При нарушении структурного уплотнения, любая из перечисленных выше трёх функций начинает давать сбои в работе. Однако очевидность результата нарушения работы усложняется, в зависимости от того, какое именно получено повреждение прокладочного компонента. Рассмотрим несколько симптомов, потенциально указывающих на пробой уплотнения, а также способы проверки:

Симптом №1: Пропуски зажигания горючей смеси в камере сгорания

Для такого симптома традиционным является выход из строя уплотнительного кольца, герметизирующего узкую полосу по окружности цилиндра мотора. Соответственно, в камере сгорания попросту не создаётся достаточная величина давления горючей смеси, что приводит к пропускам возгорания (зажигания).

Если отмечаются два пропуска зажигания по соседним цилиндрам мотора, такой симптом, скорее всего, указывает на пробой уплотнения (нарушение герметичности) в области между двумя соседними уплотнительными кольцами. Часто такого рода дефект отмечается на уплотнениях из спрессованного асбеста, но также может проявляться на металлических или медных изделиях.

Симптом №2: Внешние и  внутренние утечки жидкой среды

Внешние утечки жидкой среды (охлаждающая жидкость или моторное масло), как правило, становятся очевидны в процессе контроля работы автомобильного двигателя, когда отмечается заниженный уровень моторного масла или охлаждающей жидкости. Вместе с тем, нередко наблюдаются следы моторного масла или охлаждающей жидкости непосредственно на стенках корпуса двигателя машины.

Обычное место утечек – область технического шва между блоком цилиндров и головкой двигателя. Исключение могут составлять утечки по верхней части, например, непосредственно по головной области блока или на крышке клапана. В таких случаях наиболее вероятной причиной также видится пробой уплотнительного компонента головки.

Прокладка головки блока цилиндров - точки пробоя
Прокладка головки блока цилиндров имеет характерные точки пробоя, вызывающие утечки: 1 — сброс компрессии в картер; 2 — пропуски зажигания; 3 — утечка масла наружу; 4 — утечка охлаждающей жидкости, вызывающая перегрев; 5 — утечка в порт охлаждающей жидкости; 6 — внешняя утечка жидкости охлаждения

Внутренние утечки труднее заметить и ещё труднее определить, поскольку нет возможностей контролировать процессы работы мотора изнутри без специального оборудования. Однако в случае протечки машинного масла с попаданием в каналы циркуляции охлаждающей жидкости, как правило, отмечается появление плёнки характерного белого цвета. Таковая появляется обычно на крышке радиатора или в бачке перелива охлаждающей жидкости.

Напротив, когда охлаждающая жидкость попадает в каналы циркуляции моторного масла, отмечается характерное пенистое образование на крышках клапанов или на нижней стороне крышки горловины, через которую выполняется залив моторного масла.

Симптом №3: Попадание продуктов сгорания в жидкую среду

Если газовая среда блока цилиндров попадает в канал жидкости охлаждения, такая ситуация приводит к образованию воздушных карманов. Как результат — значительный перегрев двигателя автомобиля. При таком развитии событий явный симптом – наличие пузырьков в бачке перелива охлаждающей жидкости, что указывает на пробой прокладки головки блока цилиндров.

Охлаждающая жидкость, нагнетаемая внутрь цилиндра, способна привести к образованию дыма белого цвета на выхлопе двигателя. Как правило, такое состояние отмечается в момент запуска мотора, так как охлаждающая жидкость обычно просачивается в область цилиндра, когда двигатель автомобиля не работает.

Критичным видится момент, когда достаточно большое количество охлаждающей жидкости проникает внутрь камеры сгорания. Такая ситуация способна вызвать гидростатическую блокировку – так называемый «гидравлический замок», что приводит к необратимому повреждению автомобильного двигателя.

Как диагностировать пробой прокладки головки блока цилиндров?

Если, исходя из выявленных симптомов, рождаются подозрения пробоя прокладки головки блока цилиндров, диагностика мотора на точное определение может занять достаточно много времени. Это обусловлено тем, что неисправности других компонентов двигателя автомобиля вполне способны давать аналогичные симптомы. Соответственно потребуется:

  • испытание на сжатие,
  • испытание на утечку,
  • испытание на целостность,

чтобы определить, неисправен ли уплотнительный компонент или дефект вызван каким-либо другим нарушением, например:

  • появлением трещины на корпусе,
  • отсутствием впрыска топлива,
  • отсутствием зажигания,
  • сбоями работы клапанов,
  • разрушением поршневых колец.

Несмотря на тот факт, что комплект прокладок головки блока цилиндров оценивается на рынке относительно недорого, общие затраты на замену уплотнительного компонента могут оказаться высокими. Обусловлено это необходимостью практически полной разборки двигателя автомобиля, которая сопровождается демонтажем и установкой:

  • компонентов привода ГРМ,
  • системы впуска / выпуска,
  • деталей головки,
  • деталей цилиндров.

Дополнительная обработка демонтированных деталей может стать необходимостью, если перегрев стал результатом деформации головки блока цилиндров. Соответственно, увеличится и общая стоимость ремонта. Однако в случае замены пробитого уплотнения новым, появляется реальная гарантия того, что двигатель автомобиля обеспечит на будущее прохождение ещё как минимум нескольких десятков тысяч километров.


При помощи информации: Thoughtco