Крышка радиатора автомобиля виды устройство функции

Крышка радиатора автомобиля виды устройство функции

Крышка радиатора автомобиля, казалось бы, простейшая деталь. Однако фактически устройство разработано по спецификациям производителей оригинального оборудования и представляет далеко непростую систему. Ассортимент крышек радиаторов (например, фирмы «Tridon») насчитывает 74 изделия, выполненных на основе металла или пластика. Предназначение — использование в составе герметичных (с рекуперацией) или в составе открытых (без рекуперации) систем охлаждения транспортных средств.

Крышка радиатора автомобиля + виды по предназначению

Крышка радиатора автомобиля предназначена для герметизации системы охлаждения. Главная задача — предотвратить утечку охлаждающей жидкости, поддерживать рабочее давление системы охлаждения, повышать температуру кипения охлаждающей жидкости.

Такого рода детали машин изготавливаются для заданного номинального давления на основе металлической или пластиковой конструкции. Подходят для применения в составе герметичных систем рекуперации или открытых систем охлаждения транспортных средств без рекуперации.

Для герметичной (с рекуперацией) системы охлаждения обычно применяется крышка радиатора с возвратом (двойное уплотнение). Такая конструкция позволяет охлаждающей жидкости течь к рекуперативному устройству (расширительному бачку) и обратно, поддерживая целостность системы охлаждения.

Крышка радиатора автомобиля виды устройство функции + состояние закрыто
Состояние устройства в режиме «закрыто»: 1 – верхняя сторона; 2 – подпружиненный диск; 3 – верхняя уплотнительная прокладка; 4 – вакуумный клапан; 5 – нижняя уплотнительная прокладка; 6 – пружина вакуумного клапана; 7 – пружина нагнетательного клапана; 8 – стенка заливной горловины

При условии правильно работающего устройства рекуперации, проверка наличия охлаждающей жидкости здесь требуются лишь через определённые (рекомендованные) интервалы графика обслуживания.

Если же имеет место открытая (без рекуперации) схема охлаждения, где отсутствует расширительный бачок, в этом случае используется крышка радиатора без поддержки рекуперации (одиночное уплотнение).

Таким изделием обеспечивается выпуск охлаждающей жидкости и возврат воздуха в схему охлаждения. Действующая схема охлаждения без рекуперации требует регулярной проверки наличия охлаждающей жидкости (замены), чтобы не допустить работы схемы всухую.

Если конструкцию с двойным уплотнением допустимо ставить в схемах без рекуперации, конструкцию с одним уплотнением недопустимо ставить в схемах охлаждения с поддержкой рекуперации.

Специальное исполнение с предохранительным рычагом

Промышленностью выпускаются также специальные крышки радиатора, дополненные предохранительным рычагом. Такие изделия тоже находят применение на радиаторах автомобилей, но в большей степени предназначены для транспорта горнодобывающей промышленности.

Главная задача такого рода конструкции — предотвращение возможных травм от выхода пара под давлением. Особенностью конструкции здесь является встроенный замок с рычагом. Соответственно, прежде чем пытаться открыть доступ в радиатор, необходимо поднять защитный рычаг.

Крышка радиатора автомобиля виды устройство функции + высокое давление
Режим превышения давления + перепуск охлаждающей жидкости из радиатора в резервный сосуд: 1 – прокладка; 2 – пружина давления

Крышки радиаторов, дополненные предохранительными рычагами, имеют корпус из нержавеющей стали и латунный штифт. Конструкция не содержит алюминиевых компонентов. Все рычажные изделия выполнены как возвратные устройства и предназначены под закрытие стандартных и малых байонетов японского производства (серии CA, CB).

Как выбрать крышку радиатора автомобиля?

Очевидный момент — крышка радиатора автомобиля должна всегда соответствовать конструкции, предусматривающей охлаждение мотора машины. Следует обратиться к документации на машину, чтобы получить правильный номер детали на случай выбора и покупки нового изделия.

Неправильно подобранная крышка радиатора способна привести к серьёзному повреждению двигателя автомобиля. Прежде чем купить и установить новое изделие, обязательно требуется проверить следующее:

  • тип конструкции (с возвратом или без возврата),
  • размеры изделия,
  • рабочее давление.

Допустимо ставить новую деталь, рассчитанную на номинальное давление, рекомендованное производителем машины. Каждый дополнительный килограмм давления сверх указанного производителем, увеличивает точку кипения охлаждающей жидкости на 3°C. Как правило, большая часть крышек рассчитана на давление 0,3 — 2,0 кг\см2.

Как работает крышка радиатора автомобиля?

Нормальное положение — здесь нагнетательный и вакуумный клапаны остаются закрытыми (схема первая). Давление внутри системы охлаждения повышается с повышением температуры. Когда давление начинает превышать номинальное значение, нагнетательный клапан открывается (схема вторая). Охлаждающая жидкость устремляется из области радиатора в расширительный бачок (или в систему рекуперации).

Нагнетательный клапан закрывается, когда избыточное значение в системе охлаждения снижается. Циклом открытия и закрытия клапана осуществляется поддержка соответствующего (номинального) давления в системе. Выполняется защита компонентов схемы охлаждения от перегрузки.

Крышка радиатора автомобиля виды устройство функции + низкое давление
Режим давления ниже номинального + возврат жидкости в радиатор через вакуумный клапан: 1 – верхняя прокладка; 2 – вакуумный клапан; 3 – нижняя прокладка; 4 – пружина вакуумного клапана

По мере снижения температуры, происходит снижение давления вплоть до создания атмосферы разряжения внутри системы охлаждения. Наличие сильного разряжения (отрицательного параметра), между тем, способно привести к разрушению стенок трубок, бачка, шланга, что ведёт к потере работоспособности системы в целом.

С целью исключения такого рода повреждений, крышка радиатора автомобиля снабжается дополнительным вакуумным клапаном. Благодаря наличию такой детали, организуется возврат охлаждающей жидкости в рабочий тракт по мере снижения давления (схема третья). Так решается двойная задача:

  1. Поддержка номинальных параметров системы охлаждения.
  2. Возврат охлаждающей жидкости.

Как проверить работоспособность крышки радиатора?

Как правило, для проверки крышки радиатора требуется специальный тестер промышленного изготовления. Подробности относительно проверки системы охлаждения и крышки радиатора специальным тестером будут рассмотрены другой публикацией, включая системы охлаждения «Toledo» и «Sykes Pickavant». В целом, процедура выполняется последовательностью пяти шагов:

Шаг 1: Подключить узел манометра и ручного насоса.

Шаг 2: Применить адаптер крышки для связи с тестовым узлом.

Шаг 3: Подключить крышку к тестовому узлу.

Шаг 4: Дать насосом давление выше номинального на 30%.

Шаг 5: Проверить факт срабатывания клапанов крышки.

По результатам теста крышка радиатора автомобиля подлежит замене, если:

Нет восстановления номинальных значений.

Нарушена герметичность схемы (стрелка манометра возвращается на ноль).

Нет соответствия номинальным техническим параметрам.


При помощи информации: Tridon