Мотоциклы настройка и обслуживание системы

Мотоциклы: настройка и обслуживание системы + регулировки и тестирование

Любого типа машина, в том числе мотоциклы, требует текущего сервиса на определённом уровне. Этот технический сервис подразделяется, как правило,  на две категории — настройка и обслуживание. Настройка мотоцикла (квадроцикла, мотовездехода) традиционно включает общий осмотр, тестирование и регулировки двигателя. Настройки требуются для поддержания эффективности работы мотора мотоцикла на высоком уровне. Как правило, настройка и обслуживание выполняются без съёма мотора с рамы мотоцикла (квадроцикла). Рассмотрим моменты настройки обслуживания мотто-техники в каждом отдельно взятом аспекте с целью расширения кругозора потенциальных владельцев таких машин.

Мотоциклы – настройка и обслуживание полного уровня

Процедура настройки мотоцикла допускает замену некоторых деталей, например, свечей, точек зажигания (если используются), конденсаторов, фильтров. Любые процедуры обслуживания, выходящие за пределы настройки мотоцикла, обычно считаются сервисными. Полный сервис предполагает проверку, ремонт и регулировку различных деталей и систем техники:

  • сцепления,
  • тросов,
  • цепей,
  • шин,
  • тормозов,
  • рулевого управления,
  • системы выхлопа.

Есть сервисные мастерские, где выполняют регулировку клапанов четырёхтактных двигателей в рамках настройки, но также есть сервисные мастерские, которые этого не делают. Всё зависит от того, считает ли фирма этот уровень обслуживания сервисным, соответственно, рождается широкий диапазон цен по настройке.

Техническое обслуживание начинается с чистой машины

Первый шаг выполнения качественного обслуживания на любом мотоцикле или квадроцикле — подготовка транспортного средства. Важно обеспечить, чтобы грязь и другие посторонние материалы не попали внутрь рабочих частей двигателя.

Традиционно мотоциклисты используют мыльную воду для очистки или обезжиривающие средства для очистки поверхности. Не рекомендуется применять чистку паром, так как этот подход грозит повредить отдельные части электрической системы.

Производители рекомендуют обслуживать мотоциклы и квадроциклы, исходя из определённого пробега (интервала времени). Предлагаемые интервалы технического обслуживания указываются в руководстве пользователя, прилагаемого к технике.

Между тем, многие владельцы мотоциклов и квадроциклов настраивают машину каждую весну, даже когда в этом нет необходимости. Например, если прошлой весной владелец мотоцикла выполнил настройку на 8000 км пробега, но за летний период проехал 2500 км, следующей весной настройка явно не потребуется.

Для обеспечения максимальной производительности, техник должен проверять детали на износ и выполнять необходимые регулировки в моменты регулярных проверок с учётом интервалов обслуживания. Это позволяет техническим специалистам предупреждать владельцев техники, если требуются капитальные ремонтные работы.

Владельцы техники в свою очередь определяются, когда такой ремонт должен быть сделан. Этот процесс позволяет устранить многие серьёзные механические неисправности мотоциклов (квадроциклов), оборачивается пользой, как для владельца машины, так и для техника.

Обслуживание двигателя мотоцикла (квадроцикла)

Специалистами по мотоциклам и квадроциклам выполняется настройка двигателя и техническое обслуживание, включая чистку, регулировку и замену деталей. При замене обеспечивается соответствие деталей спецификациям производителя. Перечисленные ниже компоненты детали и системы подвержены загрязнениям, износу и / или вибрациям.

  1. Масло и масляный фильтр
  2. Система охлаждения и охлаждающая жидкость
  3. Регулируемые клапана (четырехтактные двигатели)
  4. Клапан мощности (двухтактные двигатели)
  5. Сцепление
  6. Свеча зажигания
  7. Аккумулятор
  8. Система зажигания
  9. Карбюратор
  10. Воздушный фильтр

Соответственно, детали следует тщательно осматривать (при необходимости заменять или регулировать), когда выполняется настройка двигателя мотоцикла и техобслуживание. Кроме того, могут потребоваться определенные испытания, подобные испытанию на сжатие и герметичность. Рассмотрим первые пять позиций списка в рамках этой публикации.

Замена масла и масляного фильтра мотора мотоцикла

Смысл технического обслуживания системы смазки двухтактного двигателя заключается в том, чтобы убедиться, что смазочная система предварительного смешения даёт правильное соотношение масла и топлива.

Для системы смазки впрыском масла требуется убедиться в наличии достаточного количества смазки в масляном резервуаре. Коробка передач и сцепление двухтактной системы имеют отдельную пробку для слива масла. Пробка обычно находится в нижней части коробки передач.

Мотоциклы - проверка уровня машинного масла
Проверка достаточности количества масла в системе: 1 – крышка заливной горловины; 2 – контрольный болт; 3 – корректный уровень масла; 4 – уплотнительные шайбы; 5 – сливная пробка

Контрольный болт используется для проверки правильного уровня масла в конструкциях многих трансмиссий двухтактных систем. Необходимо сливать и заменять машинное масло новым периодически, как указывает руководство эксплуатации (технического обслуживания) мотоцикла. Игнорирование этих указаний приводит к преждевременной поломке подшипников.

Большинством четырехтактных двигателей мотоциклов и квадроциклов используется один вид смазки:

Такие моторы мотоциклов обычно имеют только одну сливную пробку для удаления продукта смазки из картера двигателя.

Также предусмотрен масляный фильтр, который следует заменять при каждой следующей смене моторного масла. Замена масляного фильтра так же важна, как и замена моторного масла. Фильтр улавливает и накапливает загрязнения, но лишь до определённой степени.

Как заменить масляный фильтр мотоцикла?

Наиболее распространённые типы масляных фильтров мотоциклов — это бумажный фильтр картриджного типа и бумажный фильтр элементного типа. Фильтр первого типа снимается и устанавливается при помощи специального ключа. Ключ предназначен для захвата внешней части прибора этого типа.

Мотоциклы - замена фильтра машинного масла
Масляный фильтр картриджного типа, применяемый в конструкции мотоциклов (квадроциклов): 1 – непосредственно картриджный фильтр; 2 – специальный ключ монтажный; 3 – насадка розетки

Масляный фильтр элементного типа удаляется посредством предварительного съёма крышки фильтра, с последующим удалением непосредственно фильтрующего элемента. Для правильной процедуры сборки рекомендуется обратиться к руководству по обслуживанию конкретной модели, с которой требуется работать. Крайне важно правильно установить:

  • новый фильтрующий элемент,
  • пружины,
  • шайбы,
  • уплотнения.

При неправильной установке существует риск нарушения надлежащей фильтрации моторного масла. Худшим случаем некорректного монтажа может стать полная блокировка доступа масла на компоненты двигателя, что приведёт к серьёзным повреждениям мотора.

Проверку уровня масла мотоциклетного мотора следует проводить при соблюдении стандартных условий. Мотоцикл находится в вертикальном положении, на ровной поверхности и не припаркован на боковую «ножку». Если уровень проверяется в положении мотоцикла на боковой «ножке», корректность показаний уровня нарушится из-за угла наклона мотоцикла.

Те же требования — парковка на ровной поверхности, актуальны для квадроциклов. Применяется на замену только рекомендованное производителем машинное масло. Все крепёжные детали при выполнении работ по техническому обслуживанию двигателя затягивают равномерно, на уровне рекомендованного усилия.

Мотоцикл: проверка и замена системы охлаждения

Системы жидкостного охлаждения испытываются под давлением на герметичность с помощью тестера давления системы охлаждения. Такой подход позволяет убедиться, что система выдерживает испытательное давление в течение определенного промежутка времени.

Мотоциклы - применение тестера давления
Вот такой современный удобный к применению тестер давления для системы охлаждения мотоцикла используется на случай производства работ по обслуживанию техники

Каждый производитель предоставляет спецификации возможностей давления системы охлаждения. Если система не прошла испытание под давлением, следует проверить герметичность шлангов, соединений труб, радиатора и жидкостного насоса.

Жидкостной насос имеет механическое уплотнение между отделениями моторного масла и охлаждающей жидкости. Это уплотнение является наиболее распространенной причиной отказов систем на жидкостном охлаждении.

Большинство жидкостных насосов наделяются контрольным отверстием в нижней части. При выходе из строя механического уплотнения, через отверстие выходит жидкость, — явный признак замены насоса.

Тестирование системы охлаждения предусматривает проверку охлаждающей жидкости с помощью ареометра. Ареометр позволяет убедиться, что смесь содержит правильное 50-процентное соотношение охлаждающей жидкости и дистиллированной воды.

Моторы воздушного охлаждения должны иметь чистые ребра радиатора. Системы принудительного воздушного охлаждения, применяемые в конструкциях многих моделей мотоциклов и некоторых квадроциклов, требуют проверки и очистки после долговременного хранения транспортного средства.

Мотоцикл: тестирование степени сжатия и проверка на утечку

Испытания на сжатие и утечку преследуют цель получения показателя общего состояния:

  • поршня,
  • колец,
  • стенок цилиндра мотора.

Испытания на сжатие проводятся как на двухтактных, так и на четырёхтактных моторах мотоциклов. Проверка компрессии предполагает временный съём свечи (свечей), с последующим включением датчика компрессии.

Мотоциклы - применение датчика компрессии в рамках теста
Процедура проверки степени компрессии посредством включения на место установки свечи специального измерительного устройства – датчика давления

Степень сжатия каждого цилиндра определяется кратковременным пуском мотора (толчком). Проводимый таким образом тест гарантирует, что компрессия мотоциклетного мотора находится на достаточном уровне, чтобы сжать топливовоздушную смесь до рабочего уровня.

Показатель сжатия обычно превышает значение 14-15 Нм. Когда степень сжатия меньше указанных значений, такой расклад указывает на износ деталей. Соответственно, одной настройкой мотора мотоцикла в подобных ситуациях не обойтись. Вместе с тем, результаты теста на степень сжатия нередко обманчивы.

Например, если двигатель мотоцикла находится не в штатном состоянии, оборотов вала мотора может быть недостаточно, или если процедуры тестирования не соблюдаются правильно. Проверка на сжатие в таких случаях указывает на то, что мотор мотоцикла подлежит разборке и восстановлению, тогда как в реальности мотор находится в хорошем рабочем состоянии.

Необходимо держать регулятор дроссельной заслонки полностью в открытом положении при проверке компрессии двигателя. Этим действием обеспечивается максимальный забор воздуха мотором. Если дроссельная заслонка остается открытой не полностью, показание сжатия на датчике практически всегда ниже нормы.

При условии правильного тестирования компрессии мотора мотоцикла, показания степени сжатия могут быть ниже предела обслуживания. Но при этом показания для всех цилиндров относительно близки, а мотор не дымит и работает нормально. Тогда сам по себе тест на сжатие редко является причиной разборки двигателя и проведения дорогостоящего ремонта.

Если же показания компрессии для цилиндров многоцилиндрового мотора мотоцикла варьируются более чем на 15%, существует высокая вероятность наличия проблем с двигателем. В таком случае без обширных ремонтных работ не обойтись.

Мотоцикл: тестирование камер моторов на герметичность

Испытания на герметичность проводятся на четырёхтактных моторах мотоциклов и квадроциклов. Тестер утечки состоит из калиброванного манометра, подключенного к регулятору давления, источнику давления и ограничителю потока (картинка ниже).

Мотоциклы - тестирование мотора на герметичность
Вот таким способом, используя специальное устройство, наделённое калиброванными манометрами, выполняется тестирование мотора мотоцикла (квадроцикла) на герметичность

Как правило, проверка мотора мотоцикла на возможную утечку обеспечивает более объективное определение любых внутренних проблем, нежели способна показать проверка на сжатие.

Проверка выполняется путём создания давления в цилиндре, когда поршень находится в положении верхней мёртвой точки такта сжатия. В частности, измеряется скорость, с которой воздух выходит за границы колец, поршня и клапанов.

Диапазон допустимых процентов потери воздуха указан каждым производителем тестера. Тестер утечки явно способен показать, когда мотор мотоцикла нуждается в ремонте. Прибор указывает, где находится проблема. Также если внимательно на слух контролировать:

  • выход воздуха из воздушной камеры,
  • системы выпуска отработавших газов,
  • крышки заливной горловины картера двигателя,

есть возможность определить, вызвана ли проблема впускными / выпускными клапанами или поршнем и кольцами. Тестеры утечки (герметичности) доступны для приобретения у  многих известных поставщиков машинных инструментов.

Мотоцикл: регулировка клапана четырёхтактного мотора

Для мотоциклов (квадроциклов) на основе четырёхтактного двигателя характерным является момент проверки регулировки клапанов мотора.

Зазор клапана необходим для обеспечения теплового расширения, потока масла и надлежащего уплотнения. Если клапаны мотора не отрегулированы должным образом, производительность мотоциклетного мотора резко снижается.

Мотоциклы - тест корректности регулировки клапана
Проверка зазора клапана посредством специального измерительного щупа. Толщина пластины измерительного щупа в долях миллиметра выбирается исходя из параметров зазора, установленных производителем

Клапаны регулируют, когда температура корпуса мотора мотоцикла сопоставима с комнатной температурой. Выполнением таких требований гарантируется отсутствие температурного расширения деталей, что обеспечит процедуру регулировки клапанов с высокой точностью.

На практике используются различные механизмы регулировки клапанов четырёхтактных моторов мотоциклов (квадроциклов). Рассмотрим ниже наиболее популярные виды. Следует иметь в виду, поршень, связанный с каждым клапаном, должен находиться в мёртвой верхней точке для обеспечения правильной проверки и регулировки.

Механизм #1: конструкция винта и контргайки

Конструкции клапанов с винтом и контргайкой (screw-and-locknut valve). Здесь применяется винт, который допустимо вернуть или вывернуть, за счёт чего изменяется зазор. Контргайка используется для фиксации винта после регулировки. Винт и контргайка могут размещаться на рычаге коромысла или на толкателе.

Механизм #2: конструкция шайбы с корзиной

Клапан шайба-корзина (shim-and-bucket valve) исполняет роль клапана и устройства регулировки одновременно. Регулировка зазора осуществляется шайбой. Нужный зазор подбирается путём подходящего размера шайбы.

Двумя популярными типами регуляторов такого рода являются шайба над корзиной, где шайба лежит сверху корзины, и шайба под корзиной, где шайба лежит снизу корзины. Для последнего варианта требуется съём распределительного вала, чтобы заменить регулировочную шайбу.

Механизм #3: гидравлическая конструкция

Регуляторы (толкатели) гидравлических клапанов (hydraulic-valve) автоматически регулируют правильные зазоры за счёт давления масла для поддержания нулевого биения при любых температурах и оборотах двигателя. Гидравлическая конструкция практически не требует обслуживания.

Мотоцикл: проверка клапанов мощности двухтактных моторов

Двухтактные моторы мотоциклов, использующие клапан мощности, нуждаются в регулярном обслуживании. Существует несколько различных типов клапанов мощности. Все клапанные системы спроектированы так, чтобы выполнять однотипную работу —  увеличивать диапазон мощности двухтактного двигателя. Однако конструктивное исполнение таких деталей различается.

Такие элементы накапливают углеродные отложения (нагар), которые периодически требуется удалять. Для удаления обычно применяют проволочную щётку и чистящий растворитель с высокой температурой вспышки. В моменты чистки осматривают все отдельные компоненты клапана мощности на предмет износа или любых признаков повреждения. Если дефекты имеются, клапан мощности лучше заменить.

Регулировка сцепления мотоциклетной системы

Системы сцепления мотоциклов управляются механически (тросовые) либо гидравлически. Сцепление гидравлического типа не нуждается в регулировке. Однако в сцеплениях с тросовым приводом необходимо проверять зазор в концевой части рычага. При чрезмерном зазоре в рычаге, сцепление тянет и вызывает переключение режима мотора с очевидной жесткостью.

Мотоциклы - регулятор рычага сцепления
Элемент механической регулировки функции сцепления с тросовой передачей – регулировочная гайка, установленная непосредственно на рычажном механизме

Рычаг с чрезмерно малым зазором вызывает скольжение сцепления. Если сцепление нуждается в незначительной регулировке, зазор настраивают, используя регулятор сцепления на конце рычага сцепления. Если требуется регулировка зазора более 10 мм, необходима полная настройка кабельной передачи.

Для выполнения полной настройки нужно завернуть регулятор рычага примерно наполовину. Затем выставляется базовый зазор — регулируется при помощи вина на конце рычага троса сцепления. Наконец, выполняется тонкая настройка зазора с помощью регулятора рычага троса сцепления.