Ледокол Якутия российский проект 22220 для северных широт

Ледокол Якутия российский проект 22220 для северных широт

Уникальной новинкой речных и морских северных путей по праву следует называть российский проект современности – ледокол Якутия. Такого типа судов русские судостроители не выпускали за всю длительную историю существования отрасли. Примечательной особенностью здесь является то, что изначально предполагалось возводить конструкцию при поддержке иностранных партнёров. Однако надёжность таковых осталась за пакетами санкций. Поэтому российские судостроители выбрали единственно возможный вариант – самостоятельное сооружение корабля.

Российский ледокол Якутия технические характеристики

Сразу следует отметить универсальность конструкции, так как предназначение по умолчанию — работа, как в речной акватории, так и в морской. Соответственно, фактор универсальности определяет один из важных критериев – осадку. Так вот, в данном случае имеет место двойная осадка, открывающая возможности применения судна на морской глубокой воде и в руслах рек.

Такого рода универсальность конструкции ледокола Якутия позволяет выполнять функции одновременно пары ледоколов других классов (10520 и КМ). Двойная осадка достигается за счёт включения в состав конструкции специальных балластных цистерн. Так, если требуется работа в условиях морской акватории, ледокол Якутия заправляет в цистерны требуемый объём воды, увеличивая тем самым осадку до полутора метров. Обратным действием, соответственно, достигается речная конфигурация.

Корпусная часть корабля по длине достигает 172 метров, тогда как по высоте (до наивысшей точки конструкции, включая мачты) размерность составляет не менее 57 метров. Водоизмещение судна отмечено значением минимум 26 000 тонн (по кильватерной линии 33 000 тонн). Таких размеров корпус (и при таком водоизмещении) способен без труда колоть ледовые массы двухметровой толщины (технически заявленный параметр 2,5-3,0 метра). При этом ширина чистой акватории достигает размера 35-37 метров.

Силовая установка универсального ледокола Якутия

Энергетический ресурс для производства работ по расколу льда, а также для обеспечения непосредственно корабельной структуры даёт паровая система атомного типа. Ядерная производящая пар система представляет комбинацию технологического оборудования, состав которого определяют:

  1. Ядерный реактор.
  2. Циркуляционный насос.
  3. Парогенератор.
  4. Набор трубопроводов и арматуры.

Вырабатываемый такой системой пар используется для питания турбогенератора, которым производится электрический ток. Схема (или несколько схем) оснащена соответствующей автоматикой, благодаря чему достигается требуемый уровень управления и защиты ядерной установки.

Новейшая российская атомная система ледокола Якутия рассчитана на эксплуатацию без замены активных элементов на 5-7 лет. Этот технический критерий оказывает существенное влияние на экономичность эксплуатации водной машины. Здесь используются два ядерных реактора серии «РИТМ-200». Одним реактором вырабатывается 175 МВт мощности. Передаваемая на валы гребных винтов мощность достигает значений 60 МВт (суммарно), что эквивалентно мощности, равной почти 82 000 л.с.

Ледокол Якутия гребные винты и система СЭД

Гребные винты корабля в количестве трёх единиц представляют конструктивно возможность съёма лопастей. Каждый винт фиксированного шага оснащён четырьмя лопастями. Винты приводят в движение электрические двигатели (по два на винт).

Также следует отметить наличие в составе энергообеспечения корабля системы СЭД (Система Электрического Движения). Уникальная в своём роде система электрического движения разработана специалистами КГНЦ (Крыловский государственный научный Центр) и предназначена под функции:

  • генерации,
  • хранения,
  • распределения электроэнергии.

Благодаря применению СЭД достигается высокая эффективность использования энергетического ресурса, что видится особенно важным моментом для работы в условиях крайнего севера. Именно эта разработка позволяет преодолевать ледоколу Якутия трёхметровые льды в условиях рабочего хода 1,5-2 узла за час (1,8 – 3,5 км/ч).

Месяц ноябрь 2022 года отметился спуском на воду ледокола Якутия. Этим знаменательным событием фактически определена готовность универсальной водной машины к эксплуатации. Однако остаётся ещё выполнить некоторую часть работ, чтобы в ближайшем будущем запустить машину в дело. Между тем, на момент создания публикации в дело уже вступила другая, не менее совершенная русская ледовая машина — атомный ледокол «Урал».


При помощи информации: RosAtomFlot