Шины грузовых автомобилей + структура резины

Шины грузовых автомобилей + структура резины

Представленный ниже материал — своего рода инструкции по выбору, эксплуатации и техническому обслуживанию радиальной грузовой резины производства «Goodyear». В частности, рассматриваются конструктивные особенности именно этого вида шины грузовых автомобилей с пояснениями по выбору, установке, давлению воздуха, регулировке и другим важным аспектам. Вместе с тем представленный справочник актуален по отношению к автомобильной резине в целом. Рассматриваемые здесь сведения помогут увеличить экономию топлива и срок службы резинотехнических изделий, а также уменьшить износ протектора.

Шины грузовых автомобилей и компоненты конструкции

Казалось бы, простейшая по конструкции шина грузового автомобиля в реальности представляет довольно сложное изделие в структурном плане. Этот факт подтверждается тем наличием компонентов в составе конструкции, которое имеют шины грузовых автомобилей, в частности, производства фирмы «Goodyear».

Шины грузовых автомобилей - конструкция резины Goodyear
Структура шины грузовых автомобилей производства американской фирмы «Goodyear», показывающая технологическую сложность продукта как такового

Согласно структуре, отмеченной на картинке выше, составляющими конструкцию грузовой резины современного исполнения являются компоненты:

A — слой (слои) резины бескамерных шин (Liner), препятствующие диффузии воздуха. Гильза бескамерной шины заменяет внутреннюю камеру конструкции камерного типа.

B – бортовое кольцо (Bead Core), изготовленное из сплошной проволоки высокой прочности. Бортовое кольцо выступает основным структурным элементом в плоскости вращения шины и поддерживает требуемый диаметр шины на ободе.

C – бортовая лента (Chafer), представляющая слой твёрдой резины, устойчивый к истиранию обода.

D — кольцо «GG» (GG Ring), своего рода эталон правильной посадки бортика на ободе.

E – апексы (Apexes) представляют резиновые детали с выбранными характеристиками под заполнение бортика и нижней части боковины и обеспечения плавного перехода от жёсткого борта к гибкой боковой стенке.

F – боковина, резиновая часть, выдерживающая изгиб и погодные условия, обеспечивающая защиту слоя.

G — радиальный слой нагрузки шины под рабочим давлением. Передаёт всю нагрузку, движущие силы, тормозные и управляющие усилия между колесом и протектором шины.

H – ремни, представляющие слои стального корда ремня, что обеспечивают прочность, стабилизирует протектор и защищает воздушную камеру от проколов.

I — протектор резиновый, обеспечивающий стык между шиной и дорогой. Основная цель протектора — обеспечение тяги и снижение износа материала.

Структура также включает так называемые шинные зоны:

  1. Корона — область шины, которая соприкасается с дорожным покрытием.
  2. Плечо — переходная зона между макушкой и юбкой протектора.
  3. Юбка протектора — пересечение протектора и боковины.
  4. Боковина — область от верха борта до низа юбки протектора.
  5. Стабилизирующий слой — слой, уложенный поверх радиального изгиба слоя за пределами борта и под резиновой лентой. Усиливает и стабилизирует переходную зону между бортом и боковой стенкой.
  6. Пятка борта — область борта, которая контактирует с фланцем обода, «точка уплотнения» шины / обода.
  7. Носок борта — внутренний конец области борта.

Технические эксплуатационные параметры грузовых шин

Также следует отметить ряд технических параметров, имеющих прямое отношение к ситуации, когда шины грузовых автомобилей эксплуатируются непосредственно:

Шины грузовых автомобилей - детали структуры резины «Goodyear»
Основные технические параметры, определяющие моменты эксплуатации шин грузовых автомобилей конкретно под соответствующие условия применения или конструкцию грузовика
  • Соотношение сторон (Aspect Ratio) — высота раздела, разделенная на ширину раздела, выраженная в процентах (SH / SW * 100%);
  • Нагруженное сечение (Loaded Section) — ширина поперечного сечения при удвоенной нагрузке и давлении;
  • Радиус статической нагрузки (Static Loaded Radius) — расстояние от поверхности дороги до горизонтальной осевой линии колеса при двойной нагрузке;
  • Минимальный двойной интервал (Minimum Dual Spacing) — минимальный рекомендуемый размер от средней линии обода до средней линии обода для оптимальной производительности установки с двумя колёсами.

Определения на характеристику под конкретное исполнение

Наконец, казалось бы, простая конструкция резины грузовых автомобилей, сопровождается списком определений, характеризующих конкретное исполнение под конкретное применение:

  • Отпечаток (Footprint) – поверхность шины, контактирующая с поверхностью дороги при любой заданной нагрузке и внутреннем давлении воздуха;
  • Ширина протектора (Tread Width) — расстояние по поверхности протектора;
  • Небуксующий протектор (Non-Skid) — глубина протектора от поверхности протектора до дна основных канавок;
  • Подканавочный слой (Undertread) — калибр резины между верхней частью пакета ремня и нижней частью канавок;
  • Радиус разворота (Turn Radius) — кривизна поверхности протектора от плеча до плеча;
  • Отношение нетто / брутто (Net/Gross Ratio) — площадь контакта рисунка протектора к общей площади протектора;
  • Внешний диаметр (Outside Diameter) — диаметр шины / обода без нагрузки
  • Ширина профиля (Section Width) — максимальная ширина профиля без каких-либо надписей или украшений;
  • Высота профиля (Section Height) — расстояние от обода до максимальной высоты по средней линии.

Выбор изделия под конкретные условия использования

Выбор резинотехнического продукта, исходя из подходящего размера, диапазона нагрузки, конструкции –  важный момент обеспечения удовлетворительной работы грузовой техники в целом. Соответственно, к выбору резины грузовых автомобилей следует подходить, руководствуясь не только опытом, но также советами профессионалов, знакомых с типами изделий, используемых в конкретных условиях эксплуатации. Однако относительно выбора резинотехнических изделий на грузовой автомобиль – это уже следующая публикация цикла из серии статей ресурса zetmashine.ru.


При помощи информации: Goodyear