Представленный ниже материал — своего рода инструкции по выбору, эксплуатации и техническому обслуживанию радиальной грузовой резины производства «Goodyear». В частности, рассматриваются конструктивные особенности именно этого вида шины грузовых автомобилей с пояснениями по выбору, установке, давлению воздуха, регулировке и другим важным аспектам. Вместе с тем представленный справочник актуален по отношению к автомобильной резине в целом. Рассматриваемые здесь сведения помогут увеличить экономию топлива и срок службы резинотехнических изделий, а также уменьшить износ протектора.
СТРУКТУРА СТАТЬИ :
Шины грузовых автомобилей и компоненты конструкции
Казалось бы, простейшая по конструкции шина грузового автомобиля в реальности представляет довольно сложное изделие в структурном плане. Этот факт подтверждается тем наличием компонентов в составе конструкции, которое имеют шины грузовых автомобилей, в частности, производства фирмы «Goodyear».

Согласно структуре, отмеченной на картинке выше, составляющими конструкцию грузовой резины современного исполнения являются компоненты:
A — слой (слои) резины бескамерных шин (Liner), препятствующие диффузии воздуха. Гильза бескамерной шины заменяет внутреннюю камеру конструкции камерного типа.
B – бортовое кольцо (Bead Core), изготовленное из сплошной проволоки высокой прочности. Бортовое кольцо выступает основным структурным элементом в плоскости вращения шины и поддерживает требуемый диаметр шины на ободе.
C – бортовая лента (Chafer), представляющая слой твёрдой резины, устойчивый к истиранию обода.
D — кольцо «GG» (GG Ring), своего рода эталон правильной посадки бортика на ободе.
E – апексы (Apexes) представляют резиновые детали с выбранными характеристиками под заполнение бортика и нижней части боковины и обеспечения плавного перехода от жёсткого борта к гибкой боковой стенке.
F – боковина, резиновая часть, выдерживающая изгиб и погодные условия, обеспечивающая защиту слоя.
G — радиальный слой нагрузки шины под рабочим давлением. Передаёт всю нагрузку, движущие силы, тормозные и управляющие усилия между колесом и протектором шины.
H – ремни, представляющие слои стального корда ремня, что обеспечивают прочность, стабилизирует протектор и защищает воздушную камеру от проколов.
I — протектор резиновый, обеспечивающий стык между шиной и дорогой. Основная цель протектора — обеспечение тяги и снижение износа материала.
Структура также включает так называемые шинные зоны:
- Корона — область шины, которая соприкасается с дорожным покрытием.
- Плечо — переходная зона между макушкой и юбкой протектора.
- Юбка протектора — пересечение протектора и боковины.
- Боковина — область от верха борта до низа юбки протектора.
- Стабилизирующий слой — слой, уложенный поверх радиального изгиба слоя за пределами борта и под резиновой лентой. Усиливает и стабилизирует переходную зону между бортом и боковой стенкой.
- Пятка борта — область борта, которая контактирует с фланцем обода, «точка уплотнения» шины / обода.
- Носок борта — внутренний конец области борта.
Технические эксплуатационные параметры грузовых шин
Также следует отметить ряд технических параметров, имеющих прямое отношение к ситуации, когда шины грузовых автомобилей эксплуатируются непосредственно:

- Соотношение сторон (Aspect Ratio) — высота раздела, разделенная на ширину раздела, выраженная в процентах (SH / SW * 100%);
- Нагруженное сечение (Loaded Section) — ширина поперечного сечения при удвоенной нагрузке и давлении;
- Радиус статической нагрузки (Static Loaded Radius) — расстояние от поверхности дороги до горизонтальной осевой линии колеса при двойной нагрузке;
- Минимальный двойной интервал (Minimum Dual Spacing) — минимальный рекомендуемый размер от средней линии обода до средней линии обода для оптимальной производительности установки с двумя колёсами.
Определения на характеристику под конкретное исполнение
Наконец, казалось бы, простая конструкция резины грузовых автомобилей, сопровождается списком определений, характеризующих конкретное исполнение под конкретное применение:
- Отпечаток (Footprint) – поверхность шины, контактирующая с поверхностью дороги при любой заданной нагрузке и внутреннем давлении воздуха;
- Ширина протектора (Tread Width) — расстояние по поверхности протектора;
- Небуксующий протектор (Non-Skid) — глубина протектора от поверхности протектора до дна основных канавок;
- Подканавочный слой (Undertread) — калибр резины между верхней частью пакета ремня и нижней частью канавок;
- Радиус разворота (Turn Radius) — кривизна поверхности протектора от плеча до плеча;
- Отношение нетто / брутто (Net/Gross Ratio) — площадь контакта рисунка протектора к общей площади протектора;
- Внешний диаметр (Outside Diameter) — диаметр шины / обода без нагрузки
- Ширина профиля (Section Width) — максимальная ширина профиля без каких-либо надписей или украшений;
- Высота профиля (Section Height) — расстояние от обода до максимальной высоты по средней линии.
Выбор изделия под конкретные условия использования
Выбор резинотехнического продукта, исходя из подходящего размера, диапазона нагрузки, конструкции – важный момент обеспечения удовлетворительной работы грузовой техники в целом. Соответственно, к выбору резины грузовых автомобилей следует подходить, руководствуясь не только опытом, но также советами профессионалов, знакомых с типами изделий, используемых в конкретных условиях эксплуатации. Однако относительно выбора резинотехнических изделий на грузовой автомобиль – это уже следующая публикация цикла из серии статей ресурса zetmashine.ru.
При помощи информации: Goodyear