Что такое шиномонтаж для современного автомобиля?

Что такое шиномонтаж для современного автомобиля?

Профессиональный шиномонтаж – это достаточно сложный, своего рода технологичный процесс. Но благодаря применению в этом деле специальных шиномонтажных станков, демонтаж и замена шин становится быстрым, простым, лёгким процессом. Независимо от того, меняются шины экономичной городской малолитражки или внедорожника 4×4, быстрое качественное оснащение машины новой резиной становится фактом. Вот что такое шиномонтаж современного автосервиса.

Что такое шиномонтаж обобщённым техническим планом?

Если рассматривать технику профессионального шиномонтажа обобщённым техническим видом, здесь последовательно выполняется ряд процедур. Для начала выпускается воздух из шин, подлежащих замене или ремонту. Затем посредством специального устройства бортовки шиномонтажного станка «прикипевший» борт шины отделяется от обода. За время долгой эксплуатации между бортом шины и ободом создаётся прочное контактное соединение, нарушить которое непросто.

Следующей операцией процесса шиномонтажа объект закрепляется на шиномонтажном станке. Делается это с помощью четырёх зажимов станочного поворотного стола. Потом используется поворотный рычаг, создающий необходимое усилие, чтобы отогнуть шину от обода колеса при вращении. Операция позволяет механику видеть обод и получить доступ к борту шины.

Как правило, в процессе шиномонтажа применяется смазка борта снимаемой шины, благодаря чему исключаются (или минимизируются) повреждения материала. Особенно актуальным этот момент видится в случае повторного использования шины. К тому же смазка позволяет провести демонтаж при меньших усилиях.

Что такое шиномонтаж + на станке
Процедура демонтажа старой резины с обода автомобильного колеса с помощью профессионального станка

На следующем этапе используется ещё один рычажный инструмент, получивший негласное название «утиная голова». Этот рычаг имеет специальную головку, форма которой обеспечивает плотное прилегание к ободу колеса. Головка может быть сделана металлической (с защитным устройством) или пластиковой, чем исключается повреждение обода.

Механик здесь применяет длинный металлический стержень для бортовки первой части шины, который проходит точно через обод колеса в месте посадки «утиной головы». Закреплённая поверх обода «утиная голова» в процессе вращения поворотного стола вытесняет резину, отделяет от обода колеса. В результате шина полностью демонтируется с колеса. На всё про всё уходит не более получаса времени. Вот что такое шиномонтаж профессионально.

Установка новой шины на колесо автомобиля

Тут процесс начинается смазкой бортов. Тем самым достигается эффективная установка и формирование контактного уплотнения между шиной и ободом колеса. Затем новая шина надевается на обод колеса для выполнения последующей правильной посадки. Здесь опять же используется:

  • поворотный стол,
  • рычаг с наклонной головкой,
  • роликовый рычаг и рычаг «третья» рука.

Манипуляция этим набором обеспечивает быструю точную посадку по месту. Останется только накачать шину воздухом и провести балансировку. Для балансировки, однако, применяется уже другой монтажный станок. В этом деле требуется опыт профессиональных механиков, точно знающих, в каком месте требуется ставить балансировочный груз.

Процедура замены старого изделия на новое входит в диапазон времени производства работ, указанный выше. То есть как демонтаж, так и монтаж – обе процедуры проходят в рамках 30 минут по времени. Правда, нередко клиенты предпочитают дополнительные процедуры, что несколько увеличивает общий параметр времени.

Что такое шиномонтаж ключевыми моментами?

Техническим или технологическим определением — что такое шиномонтаж, сопровождается ряд ключевых моментов процесса, которые тесно связаны с конструкцией и характеристиками автомобильных колёс и резины. Эти ключевые моменты следующие:

  1. Конструктивные особенности обода колеса, вылет обода, колодец, диаметр, коническая посадка борта, внешний или внутренний монтаж шины (сплавы).
  2. Шиномонтаж, наплывы, слои, симметричная/асимметричная резьба/узор и т. д., радиальные и поперечные нити, трубчатые/бескамерные, система уплотнений, индикатор износа/стержни.
  3. Конструкция шин, рассеивание воды, аквапланирование, статическое трение относительно скольжения.

Как видно из выданного списка, критериев достаточное количество, чтобы охарактеризовать процедуру – что такое шиномонтаж, высокотехнологичным процессом.

Что такое шиномонтаж + третья рука
Стандартная процедура, показывающая что такое шиномонтаж автомобильной резины с помощью инструмента «третья рука»

Если начинать с колёс, эти автомобильные детали рассчитываются на достаточно высокую прочность, чтобы поддерживать транспортное средство и выдерживать силы, возникающие при нормальной эксплуатации. Одновременно конструкция колеса необходима максимально облегчённая, чтобы свести к минимуму неподрессоренную массу.

Колёса современных машин изготовлены из литого алюминиевого сплава или магниевого сплава. Легкосплавные диски имеют привлекательный внешний вид и существенно меньший вес, чем стальные диски. Алюминий лучше проводит тепло, поэтому легкосплавные диски эффективнее отводят тепло от тормозных суппортов и колёсной резины.

Современные автомобильные колёса колес имеют вентиляционные отверстия во фланце, обеспечивая хорошую циркуляцию воздуха в области тормозных суппортов. Как правило, колёса легковых автомобилей имеют колодцевую (выпадающую) конструкцию. Эта конструкция позволяет легко снимать и устанавливать шины.

Типичное исполнение автомобильного колеса

На легковых автомобилях традиционно используются ободья с хорошей опорой (заниженная конструкция). Врезной вход используется для монтажа и демонтажа шины на обод. Колёса здесь требуются достаточно прочные, чтобы нести массу автомобиля и выдерживать силы, возникающие при эксплуатации.

Центр колеса предполагает соответствие ободу колеса по центру оси. Тут обеспечено необходимое расстояние от осевой линии до поверхности монтажного фланца. Это расстояние называется смещением. Смещение является важным моментом, потому что приводит центральную линию шины в точное соответствие с большим внутренним подшипником ступицы и снижает нагрузку на поворотный кулак.

Что такое шиномонтаж для современного автомобиля + колёсные диски
Колёсные автомобильные диски, разные по исполнению и конфигурации, соответственно, требующие разного подхода для процедуры шиномонтажа

Смещение придаёт внутренней части центра колеса такую форму, чтобы обеспечить место для тормозного узла, обычно расположенного внутри колеса. Вентиляционные прорези позволяют воздуху циркулировать вокруг тормозов. Обод требуется точной формы и размеров, достаточно прочный, чтобы выдерживать нагрузку автомобиля и силы, возникающие при движении машины.

После накачки шина фиксируется на ободе за счёт сужения посадочного места борта к фланцу, с помощью предохранительных выступов или выступов рядом с фланцем. В случае внезапного спуска или разрыва шины, защитные гребни предотвращают сползание резины в колодец. Это помогает сохранить контроль над автомобилем, пока задействованы тормоза.

Шиномонтаж — размерность обода и обозначения

Для обеспечения правильного прилегания резины к ободу все производители колёсных шин придерживаются стандартной размерности, рекомендованной производителями автомобилей. Так, ширина обода — это расстояние поперёк бортов обода в месте посадки борта. Диаметр обода — это расстояние по центру обода от седла борта до седла борта.

Форма колодезных дисков обозначается буквенным кодом, например:

  • «J»,
  • «K»,
  • «JJ»,
  • «KK».

Учитывая насыщенность колёс иностранного производства, размеры ширины обода и диаметра традиционно указываются в дюймах. Так, обод, обозначенный «7 JJ на 14», относится к ободу размером 7 дюймов поперёк фланцев обода и 14 дюймов в диаметре от седла борта до седла борта, с профилем, соответствующим коду «JJ».

Размерность ширины и диаметра обода, кроме этого варианта, может также указываться в миллиметрах. Для обеспечения ряда эксплуатационных функций, посадка шины на обод требует исполнения с высокой точностью. Тем самым гарантируется:

  • герметизация воздуха бескамерной конструкции, где узкая площадь контакта между бортами шины и ободом.
  • передача полного усилия между шиной и колесом без проскальзывания и трения.
  • обеспечение трения между шиной и ободом с предотвращением проворачивания резины на ободе.

Типичное исполнение автомобильной резины

Шинами автомобильных колёс обеспечивается должная амортизация автомобиля относительно дорожного полотна, снижается фактор передачи дорожных неровностей. Резина также обеспечивает должное трение для качественного совершения автомобилем стандартных операций.

Современная автомобильная резина изготавливаются из различных материалов. Но обычно, это каучук, как правило, синтетический. Распространены два типа конструкции автомобильной резины – поперечно-корпусная и радиальная.

Для большей части легковых автомобилей актуальны радиальные шины, включая машины с полным приводом и тяжёлые транспортные средства. Конструкция камерных шин предусматривает наличие внутренней камеры для герметизации внутреннего воздуха.

Есть также бескамерная резина, где отсутствует внутренняя камера. Здесь колесо и шина в сборе обеспечивают герметичность. Необходим специальный воздухонепроницаемый узел клапана. Это может быть плотное прилегание к ободу или удерживание с помощью гайки и уплотнительных шайб.

Что такое шиномонтаж + маркировка резины
Пример маркировки автомобильной резины, по которой определяется требуемый вариант под конкретный случай шиномонтажа

Автомобильная резина конкретно определяется по маркировке на боковинах (картинка выше). Обычно тут указывается:

  • имя производителя,
  • размер обода,
  • тип конструкции шины,
  • соотношение сторон,
  • максимальная нагрузка и скорость.

Правилами предусмотрены допустимые размеры колёс и шин применительно к конкретному транспортному средству. Эти размеры обычно указываются в спецификациях на резину, прилагаемых к автомобилю. Неправильно подобранные колёса и резина дают перегрузку ступичных подшипников, что приводит к частой замене последних.

Что такое шиномонтаж по исполнению шин?

Такой процесс как шиномонтаж предполагает наличие знаний относительно технологического исполнения автомобильной резины. Автомобильную резину, с точки зрения протекторного рисунка, обычно относят к одной из следующих категорий:

  1. Направленный.
  2. Ненаправленный.
  3. Симметричный и асимметричный.

Направленный рисунок протектора предназначен для выполнения ряда функций в определённых условиях вождения. Резина здесь устанавливается на колесо только таким образом, чтобы соответствовать вращению только в определённом направлении согласно рисунку протектора. Стрелка на боковине шины указывает расчётное направление движения вперёд.

Направленный рисунок протектора спроектирован таким образом, что допускает установку резины на опорное колесо независимо от направления вращения. Протекторы шин здесь поддерживаются:

  • направленные,
  • ненаправленные,
  • симметричные и асимметричные.

Влажные условия движения машины дают практически нулевой коэффициент трения между гладкой шиной и дорожным покрытием. Однако аквапланирование транспорта предотвращается за счёт канавок рисунка протектора, через которые вода отводится из зоны контакта. Это позволяет сформировать относительно «сухую зону» и сохранить сцепление с дорогой.


При помощи информации: HowStuffWorks