Трещина обода колеса – варить или заменить?

Трещина обода колеса – варить или заменить?

Вопрос — допустима ли сварка, когда образуется трещина обода колеса автомобиля (или иной техники), входит в список часто рассматриваемых вопросов. Мнения специалистов по автомобилям на этот счёт сильно разнятся, а потому логично услышать ответ как положительный, так и ответ категорически отрицательный. В принципе, сварить трещину алюминиевой конструкции вполне допустимо и даже своими руками. Рассмотрим, в каких случаях логично делать сварку конструкции из алюминия, и каким образом выполнять работу?

Какую опасность несёт трещина обода автомобильного колеса?

Колёсная основа автомобиля, сделанная из алюминиевого сплава, не исключает риска появления трещины по причине достаточно сильного удара. Насколько сильным должен стать удар, чтобы появилась трещина, зависит от ряда факторов:

  1. Прочность алюминиевого сплава,
  2. Особенности конструкции,
  3. Соотношение сторон изделия.

Эти три фактора являются наиболее важными. Между тем, как показывает практика, обычно достаточно лишь пройти колесом (въехать на скорости) глубокую дорожную выбоину или сантехнический люк без крышки. Здесь в 99% из 100% образуется трещина на ободе колеса из алюминия.

Трещина обода колеса автомобиля после сильного удара (пример)
Один из многих примеров, встречающихся на практике эксплуатации автомобильного транспорта, когда трещина обода колеса из алюминия проявляется после сильного удара при движении машины на скорости

Трещины значимой колёсной детали представляют явную опасность, так как повышается риск пробоя автомобильной шины на ходу, с последующим быстрым выходом воздуха из камеры. Авария на дороге в таких случаях неизбежна и сопровождается серьёзными последствиями.

Даже малая по величине трещина обода алюминиевого колеса автомобиля, казалось бы, не представляющая проблемы, требует устранения. Любой величины трещина, как правило, демонстрирует тенденции роста. Очередные, пусть даже слабые удары, становятся фактором расширения. Если трещина алюминиевой конструкции направлена в одну сторону или расходится формой, напоминающей символ «Y», существует вероятность облома целого куска.

Трещина обода колеса — условия на сварку

Принимая решение на тот счёт, нужна ли сварка алюминиевого обода колеса автомобиля, где есть трещина, следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Расположение трещины обода колеса. Единственный тип, который допустимо сваривать, это раскол на задней (внутренней) стороне конструкции. Раскол на передней (фронтальной) стороне нарушает конструктивную целостность, как и раскол в области спиц. Трещину на бочкообразной части сваривать тоже нецелесообразно.
  2. Направление трещины. В большинстве случаев трещина на задней стороне будет пересекать фланец и зону борта под прямым углом к направлению вращения. Этот тип трещины допускает сварку, учитывая оптимальные условия под приём сварного шва. Раскол, идущий параллельно направлению вращения, не следует сваривать, потому что сварка приведёт к расширению структуры в области шва. Соответственно, колесо уже не будет вращаться строго прямолинейно.
  3. Навыки сварщика. Алюминиевый сплав необходимо сваривать методом TIG (сварка вольфрамовым электродом в среде инертного газа). Алюминиевый материал, сваренный методом MIG (металл в инертном газе) недопустим. Сваривать должен только опытный сварщик, знающий технологию сварки TIG, а также методику обращения с автомобильными колёсными системами.

Трещина обода колеса — другие моменты сварки

Перед тем, как выполнять сварку по алюминию, повреждённый обод колеса автомобиля потребуется выпрямить. Сильный удар, приводящий к появлению трещины на ободе, неизбежно приводит к деформации структуры. Поэтому выправление формы обода колеса автомобиля уже после сварки будет лишь способствовать разрыву сварного шва.

Практика сваривания алюминия показывает – нагрев электрическим током, используемым в процессе сварки, оказывает незначительное влияние на деформацию обода колеса. Требуется минимум корректировки после окончания сваривания. Однако корректировать намного легче и проще, если выправить обод до момента сварки.

Трещина обода колеса автомобиля - сварка по внутренней области
Пример выполненных сварочных работ на алюминиевой конструкции непосредственно по внутренней части, где отмечалась трещина обода колеса из алюминия, применяемого на автомобиле

После завершения сварочных работ на месте трещины останется выпирающий шов наплава. Этот бортик, однако, требуется полностью сгладить. Как минимум в той области, где шина контактирует с ободом колеса. Иначе нарушается оптимальный контакт шины с ободом, что приведёт к быстрому разрушению шины.

Профессиональные мастера, как правило, шлифуют борт, сглаживают с обеих сторон. Нередко всю область сглаживают на токарном станке с числовым программным управлением, обычно при подготовке к перекраске или повторной обработке кругом. Обычно сглаживают шов на внешней поверхности, но оставляют бортик внутри, обеспечивая, таким образом, более высокую степень прочности.

Практика исполнения ремонтных работ

По сути, сварку обода автомобильного колеса выполняют профессионалы. Однако логичным видится вопрос – а стоит ли вообще делать такую работу? Сделанный профессионально или любительски сварной шов, никогда не обеспечит такую же степень прочности, как литой материал. Обод колеса автомобиля, пусть даже сваренный профессионально, не выдержит повторно сильного удара.

Отсюда вытекает логичный вывод. Лучшим вариантом избавления от трещины всегда рассматривается замена обода колеса автомобиля новым экземпляром. Стоимость замены автомобильного обода колеса примерно сопоставима с затратами на ремонт сваркой. Конечно, встречаются случаи, когда сложно подобрать замену на рынке. Однако это явно редкость, учитывая насыщенность рынка автомобильными аксессуарами.


При помощи информации: LiveAbout