Грузовые шины как правильно выбрать на автомобиль?

Как правильно выбрать грузовые шины на автомобиль?

Рекомендуемая практика призвана ознакомить — ознакомить потенциального покупателя как правильно выбрать грузовые шины на автомобиль. Таким покупателем может оказаться как оператор автопарка, менеджер по техническому обслуживанию, так и просто владелец частного грузовика. Какие следует рассматривать основные моменты? Об этом своего рода пошаговый инструктаж выбора оптимального типа шины к применению.

Выбор резины для колёс грузового автомобиля

Различные критерии выбора шин необходимо учитывать, решая задачу оснащения резиной грузового транспорта. Также актуальными видятся соображения, позволяющее лицу, принимающему решение о покупке, определить преимущества и недостатки каждого критерия выбора.

К примеру, если требуется более высокое давление в шинах управляемых колёс, это момент может означать использование разных значений давления в шинах ведущей части и прицепа. Конечно, соображения не могут быть всеобъемлющими и лишь указывают на основные проблемы, которые необходимо решить перед выбором шины.

К тому же, учитывая темпы изменения технологий в области шинной промышленности, некоторые соображения могут стать менее важными, в то время как не исключено появление новых соображений.

Процесс как правильно выбрать грузовые шины для конкретной работы или операции, зачастую видится трудным для значительного числа водителей грузовиков. Действительно, правильный выбор включает массу решений, касающихся:

  • размера,
  • типа,
  • конструкции протектора шины,

в зависимости от предполагаемого применения. Другими техническими моментами выбора неизбежно являются:

  • производитель шины,
  • продавец шин,
  • цена изделия,
  • доступность продукта,
  • гарантийные обязательства.

Однако существует логический метод выбора наиболее подходящей резины в зависимости от оценки многих факторов, связанных с эксплуатацией грузовиков. Следует иметь в виду — все варианты применения шин сопровождаются преимуществами и недостатками в зависимости от конструкции машины и назначения. Поэтому выбор должен соответствовать предполагаемым потребностям автопарка или отдельного владельца грузовика.

Ограничения грузовой шины на просвет (запас высоты)

При получении новой техники потенциальный владелец может проявить изобретательность в создании грузовика, отвечающего конкретным потребностям. Грузовые шины, однако, могут стать ограничивающим фактором творчества, если не обеспечивают удержания ожидаемой нагрузки и соответствия определённым минимальным размерам.

Потенциальный владелец грузовика может выбрать один из нескольких типов грузовых шин, способных нести ожидаемую нагрузку, но при этом может столкнуться с необходимостью изменить габаритные размеры места установки. Например, если грузовые шины, способные нести желаемую нагрузку, больше, чем предполагалось.

При условиях изменения типа или размера грузовых шин, применяемых на существующем транспорте, ограничения пространства становятся более жёсткими. Необходимо не просто выбрать грузовую шину, способную держать нагрузку, но также вместить конструкцию в отведённом пространстве.

Кроме того, при изменении размеров грузовых шин на существующем транспорте, необходимо учитывать влияние резины нового размера на передаточное число. Для некоторых изменений может потребоваться другой обод (ширина, пределы давления). Соответственно, чтобы выбрать новый размер шины для конкретного применения, размерный просвет резины должен быть приемлемым. Следующим определяются те области, которые необходимо проверить:

  1. Вертикальный просвет (зазор) — расстояние между верхом протектора шины и частью грузовика, находящейся непосредственно над резиной. Этот зазор меняется в зависимости от работы осей. Вертикальные перемещения всей оси по отношению к шасси обычно ограничиваются осевым упором. Чтобы определить вертикальный зазор, вычитают зазор упора оси из общего зазора над шиной в состоянии покоя.
  2. Просвет (зазор) для передних шин — расстояния между передними шинами (в обоих положениях блокировки рулевого управления) и автомобилем. Необходимо проверить зазоры передних колёс, повернув колёса из положения полного левого упора в положение полного правого упора.
  3. Общая ширина — при установке больших или широких шин на существующее транспортное средство, общая ширина сдвоенных шин увеличивается. Увеличение на половину ширины профиля каждой внешней шины и смещения каждого внешнего колеса. Общая ширина шин измеряется в положении на «двенадцать часов», а не в нижней части (положение на «шесть часов»), где шины прогибаются из-за нагрузки. При использовании шинных цепей необходимо как минимум увеличение параметра просвета на 50 мм, чтобы обеспечить зазор между сдвоенным узлом.

Как правильно выбрать диски и колёса?

Выбор обода или диска колёс напрямую связан с выбором грузовых шин. При заказе нового оборудования указание рекомендованного обода для выбранного размера грузовой шины обеспечит оптимальную производительность.

Обода идентифицируются по диаметру и ширине, а в случае трубчатых конструкций — по коду типичного исполнения. Обозначения кода типичного исполнения применяются на трубчатых изделиях, чтобы помочь идентифицировать кольца и обода на случай взаимозаменяемости.

Например, обод размером 20*7,5 FL будет иметь номинальный диаметр 20 дюймов (50,8 см). Ширина между фланцами составит приблизительно 7,5 дюймов (19,05 см). Соответственно типичное исполнение обода — FL. Другие типичные коды исполнения:

  • CR,
  • 5°,
  • LB,

Важно, чтобы размер обода соответствовал используемой грузовой шине. Такой подход гарантирует правильную посадку и рабочие характеристики грузовой резины и обода колеса.

При выборе правильного типа колеса или обода важно определить условия эксплуатации, которым будет подвергаться колесо или обод. Условиями, которые следует учитывать, являются:

  • нагрузка,
  • скорость,
  • дорожное покрытие,
  • диагональная или радиальная резина,
  • давление,
  • размерность,
  • камерный или бескамерный тип продукта.

При выборе смещения колёс / обода необходимо обеспечить надлежащее расстояние между шинами, зазор кузова и шасси, а также общую ширину колеи. Если применяется сдвоенная конфигурация, необходимо учитывать двойное расстояние между колёсами и, соответственно, фактор просвета.

Конструкция радиальных и диагональных шин

Существует два основных типа конструкции грузовых резинотехнических продуктов:

  1. Радиальная.
  2. Диагональная.

Этот момент необходимо учитывать при выборе сменной грузовой резины для определённых применений или при выборе новой для оригинального оборудования.

Как правильно выбрать грузовые шины - радиальные и диагональные?
Структурная картина по двум типичным исполнениям резинотехнических изделий: A – радиальное исполнение; B – диагональное исполнение

Диагональные шины состоят из перекрывающихся пересекающихся слоёв кордового материала и обычно изготавливаются из нейлона, полиэстера или других материалов. Перекрещенные слои проходят по диагонали от борта до борта и составляют, как правило, жёсткую боковую поверхность.

Иногда под протектором используются дополнительные перекрёстные слои (брекеры) для дополнительной жёсткости коронной зоны и обеспечения лучшей износостойкости или других эксплуатационных параметров (сопротивление проколам). Резина с радиальным слоем изготавливается из материала корда, идущего по радиальной или прямой линии от борта (под углом 90 градусов к центральной линии).

Под протектором радиальная грузовая шина обычно имеет три или четыре перекрёстных слоя (ремня), сделанных из стального корда для стабилизации области короны и обеспечения лучшего сопротивления проколам. Радиальная боковина обычно менее жёсткая, чем боковина с диагональным слоем, но площадь протектора обычно намного жёстче.

Грузовые шины с диагональным кордом разрабатывались на протяжении многих лет с учётом разного применения — от шоссе до бездорожья в любых условиях. С появлением радиальной резины и некоторых присущих этой конструкции преимуществ, диагональная грузовая резина несколько утратила значимость для бездорожья.

Радиальные грузовые шины обычно используются в тех случаях, когда проблемой становится нагрев шин с диагональным слоем. Благодаря многочисленным усовершенствованиям конструкции радиальной грузовой резины, изделия такого вида используются практически в любых условиях эксплуатации. Таким образом:

Диагональные грузовые шины дают:

  • более жесткие боковины, что улучшает управляемость и удобство работы водителя;
  • меньшую подверженность зацеплениям / опасностям / ржавчине боковины;
  • более низкую начальную закупочную цену.

Радиальные грузовые шины дают:

  • лучший фактор износостойкости протектора;
  • более высокий потенциал восстановления протектора;
  • экономичность эксплуатации;
  • меньшую подверженность проколам протектора;
  • лучшие тяговые характеристики.

Бескамерные и камерные грузовые шины

Бескамерная конструкция, по сути, аналогична конструкционному исполнению изделию камерного типа, за одним исключением. На внутренней части бескамерной грузовой шины от борта до борта используется тонкий слой влагостойкой резины для обеспечения внутреннего уплотнения каркаса.

Этим устраняется необходимость в трубке и заслонке. Для этих двух типов грузовых шин требуется разная конфигурация обода:

  1. Для бескамерной грузовой резины используется цельное колесо.
  2. Грузовая резина камерного типа требует сборного колеса.

Обе конструкции одинаковых размеров способны нести одинаковую нагрузку при одинаковом давлении внутри. Однако бескамерные грузовые шины обычно дают больше преимуществ, чем изделия камерного типа в условиях линейных грузоперевозок.

Как правильно выбрать грузовые шины - исполнение грузовой резины
Исполнение грузовой резины: слева – камерное пневматическое; справа – бескамерный вариант; 1 – многокомпонентный обод; 2, 5 – диаметры обода; 3 – ободная лента; 4 – камера; 6 – однокомпонентный обод

Характеристики бескамерной грузовой резины по сравнению с камерными изделиями следующие:

  • менее сложный процесс монтажа за счёт использования цельного колеса;
  • меньший вес за счёт более легкой конструкции в сборе;
  • меньшее обслуживание запчастей и меньший запас запчастей;
  • повышенная долговечность борта за счёт меньшего нагрева тормозного барабана в результате более высокого просвета колеса;
  • улучшенный потенциал долговечности коронки и боковины, благодаря бескамерной обсадной колонне;
  • лучшая боковая устойчивость от высоты нижней секции;
  • сокращение времени простоя, благодаря исключению проколов.

Характеристика по низкопрофильным грузовым шинам

Конструкции с низким соотношением сторон входят в категорию радиальных бескамерных грузовых шин, ширина профиля которых превышает размер высоты. Отношение высоты профиля к ширине профиля для этого вида изделий с низким коэффициентом удлинения обычно составляет 70% — 80%. Конструкции с низким соотношением сторон имеют меньшую высоту боковины и большую ширину протектора, по сравнению с аналогами «обычного» исполнения. Эти различия приводят к формированию следующих характеристик:

  • улучшенный износ протектора (меньший неравномерный износ) на управляемых и поддерживающих осях;
  • меньший вес, соответственно, меньший акцизный сбор;
  • увеличенный потенциал куба прицепа за счёт меньшего диаметра на новом оборудовании;
  • улучшенная стабильность и управляемость за счёт более высокой жёсткости поперечной пружины;
  • повышенная восприимчивость к повреждению «бордюрной» боковины.

При переходе на низкопрофильные шины необходимо учитывать трансмиссию / зубчатую передачу, как на уровне оригинального оборудования, так и на уровне замены. Сюда входят:

  • частота вращения двигателя,
  • трансмиссия,
  • передаточное число ведущего моста,
  • частота вращения колёс грузовика.

Цель состоит в том, чтобы получить наиболее эффективное соотношение оборотов двигателя и путевой скорости в соответствии с требованиями условий эксплуатации.

Таблица: Сравнение резины обычного исполнения и низкопрофильной

Параметры 11R22.5 295/75R22.5 (низкопрофильная)
Диаметр 105 см (41,5”) 101,6 см (40”)
Ширина секции 27,94 см (11”) 28,45 (11,2”)
Протектор 12/32” 18/32”
Обод 20,96 см (8,25”) 20,96 см (8,2”)
Статически загруженный радиус 49,28 см (19,4”) 47,5 см (18,7”)
Частота вращения 501 514

Влияние на скорость движения при одинаковых оборотах двигателя и движении на базовой скорости 90 км/час зависит от стандартного соотношения сторон и применяемых низкопрофильных изделий. Как правило, если процентное изменение частоты вращения колёс составляет 3% или менее, изменение передачи не требуется.

Грузовые шины с широкой базой (супер-одиночные)

Грузовая резина с широкой базой, по сути, является резинотехническим изделием большего размера с более низким профилем. Строительная техника, — бетономешалки и мусоровозы выступают явными примерами применения такого типа изделий. В дополнение к увеличенной грузоподъемности, супер-одиночная резина большего размера обеспечивает улучшенную проходимость по сравнению с резиной обычного размера. Распространённые размеры с широким основанием следующие:

  • 385/65R22.5
  • 425/65R22.5
  • 445/65R22.5
  • 435/50R22.5
  • 445/50R22.5

Плюсы и минусы одиночных грузовиков с широкой базой по сравнению с двойным кузовом, во многих категориях характеристик зависят от конфигурации и операций конкретного автомобиля. Потенциальные преимущества для «одиночек» с широкой базой включают:

  • увеличенный вес и объём полезной нагрузки,
  • простоту обслуживания (отсутствие несовместимости),
  • меньший инвентарь,
  • улучшенную экономию топлива,
  • более равномерный износ на трейлерах фрироллинга.

Подходящая грузовая резина по скорости и массе оси

Как упоминалось ранее, при использовании низкопрофильной резины необходимо учитывать особенности трансмиссии / зубчатой передачи при исходном оборудовании или на уровне замены. Сюда входят частота вращения двигателя, трансмиссия, передаточное число ведущего моста и частота вращения колёс.

В процессе выбора грузовых шин необходимо обязательно уделить внимание выбору размера и диапазона нагрузок. Размер, по крайней мере, должен соответствовать требованиям максимальной нагрузки в зависимости от положения оси (управляемая, ведущая, прицеп).

Грузовые шины шоссейных грузовиков имеют ограничения по нагрузке, установленные для изделий, используемых в обычных дорожных условиях. Поэтому при выборе резины под обслуживание необходимо учитывать, как грузоподъёмность, так и скорость движения.

Например, при выборе резины для автопоезда с прицепом полной массы автопоезда (GCW) 36 тонн, учитываются несколько параметров. Распределение веса по оси 5,5 тонн на рулевой части, 15,5 тонн на тандемном приводе, 15,5 тонн на тандемных осях прицепа. Для таких условий используются обычные стандартные размеры грузовой резины:

  • 295/75R22.5 (275/80R22.5)
  • 285/75R24.5 (275/80R24.5)
  • 11R22.5
  • 11R24.5

Следовательно, с обычными размерами потребуется грузовая резина 11R22.5 с грузоподъемностью 2,8 тонны, при давлении 2 атм/см2 на управляемой оси. Размерность 11R22.5 будет более чем подходящей для приводов и осей прицепа. На низкопрофильных размерах 285 / 75R24.5 при давлении 2 атм/см2, обеспечивается достаточная грузоподъемность для рулевого управления, а также нагрузки на ведущую ось и ось прицепа.


При помощи информации: GoodyearTruckTires