ТУ-160 бомбардировщик-ракетоносец Белый лебедь

ТУ-160 бомбардировщик-ракетоносец Белый лебедь

Лето 2016 года отметилось для России тем событием, когда власти приняли решение относительно восстановления ключевых технологий на производство «Белого лебедя». Речь идёт об уникальном российском самолёте ТУ-160, представляющим конструктивно военный бомбардировщик-ракетоносец современного исполнения. Обновлённая (модернизированная) версия боевой воздушной машины ожидается к 2023 году.

Современная история на бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160

Спустя год (2017) после принятия решения, опытный образец техники продемонстрировали представителям Министерства Обороны России. Ещё через год (2018) на балансе министерства появились первые пять уникальных воздушных машин версии «М1».

Между тем, в целом планируется поставить для армии как минимум пять десятков бомбардировщиков-ракетоносцев модернизированной версии «М2».

И ещё одна важная деталь: период 2020 года ознаменовался достижением мирового рекорда дальности (20 000 км) и времени полёта без посадки (25 часов). Рекорд установили два бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 модернизированных версий.

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 технические характеристики обобщённо

Конструкция самолёта разработана с учётом функциональности бомбардировщика-ракетоносца. Причём воздушная машина ТУ-160 «Белый лебедь» относится к разряду боевых летательных аппаратов стратегического назначения, способных перемещаться на сверхзвуковых скоростях. Особенностью конструкции является исполнение крыльев, наделённых функцией изменяемой стреловидности.

ТУ-160 бомбардировщик-ракетоносец Белый лебедь характеристики на крыло
Здесь на картинке хорошо заметным видится эффект так называемой изменяемой стреловидности крыла воздушной машины — одной из уникальных деталей конструкции

Фактически воздушная машина бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 представляет техническую конфигурацию, аналогов которой не было (и пока что нет) в целом мире. Даже на вооружении армии США, при всём многообразии воздушных машин подобного класса, (например, бомбардировщик B-1B), нет аналога, в принципе. Плюс к этому, «Белый лебедь» российского производства остаётся самым скоростным самолётом в группе воздушных машин такого класса.

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 рассчитан под управление экипажем, состоящим из четырёх лётчиков. Такого количества обслуживающего персонала вполне достаточно для того, чтобы поднять в воздух конструкцию весом до 225 тонн (максимальная загрузка), длиной почти 55 метров (54,1), высотой 13 метров (13,1). Площадь крыла «Белого лебедя» составляет 232 м2.

Самолёт такой массы и габаритных размеров поднимают в воздух и вводят в режим скоростного полёта четыре двигателя серии «ТРДДФ НК-32» (турбореактивный двигатель, дополненный форсажной камерой). Каждый из турбореактивных моторов ТУ-160 способен создавать тягу на уровне 18 000 кгс, тогда как тяговое усилие в режиме форсажа достигает значения 25 000 кгс. Для работы моторов необходимая рабочая масса топлива – 148 тонн.

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 характеристики полёта

Одним из базовых параметров лётных характеристик любого воздушного судна является скоростной параметр. Для российского бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 скоростные характеристики (максимальные) заявлены параметрами 2200 и 1030 км/час, на высоком и низком курсе, соответственно. Скорость бомбардировщика-ракетоносца в режиме «крейсерского» полёта составляет 850 км/час.

Согласно базовым техническим характеристикам, дальность хода (максимум) для самолёта ТУ-160 составляет 14 000 км на одной заправке топливом. Однако, как показали недавние испытания двух бомбардировщиков-ракетоносцев, для модернизированной версии эти параметры впору увеличить до 20 000 км. Собственно, как и ещё одну важную характеристику – так называемый «боевой» радиус.

Обобщённый параметр боевого радиуса действия бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 заявлен величиной 7300 км. Самолёт способен достичь предельной границы высоты от поверхности земли до 16 км при скорости подъёма 4-4,5 км за одну минуту. Для взлёта воздушной машины с земли требуется взлётная полоса длиной не менее 900 метров.

Другие технические детали конструкции ТУ-160

Всю базовую механику бомбардировщика-ракетоносца, а также иные вспомогательные устройства приводит в движение гидравлическая система высокого давления. В частности, гидравлическая система используется для приведения в действие:

  • механических узлов взлёта/посадки,
  • механических деталей шасси,
  • подвижных деталей крыла,
  • подвижных деталей пусковых установок и т.д.

Учитывая наличие электрического/электронного оборудования как неотъемлемой части конструкции воздушного судна, в составе оборудования ТУ-160 используется генератор постоянного тока, а также приводной генератор типа «ГП-22» на переменный ток. Предусмотрен также источник резервного питания, в качестве которого применён генератор типа «ВСУ ТА-12».

Бортовая система управления самолёта – аналого-цифровая система «АБСУ-200» (базовый вариант), но для модернизированных машин предполагается внедрение усовершенствованной электроники. Наряду с электроникой предусмотрено ручное управление, при этом используются не традиционные штурвалы, а своего рода рукоятки-джойстики.

Применяется навигационное оборудование «К-042К», представляющее двухканальную астроинерциальную систему. Что интересно, разработчики решили отказаться от применения жидкокристаллических приборов контроля, отдав предпочтение проверенным и более надёжным стрелочным приборам. Для модернизированной версии машин ТУ-160 проделана значительная работа в плане эргономики интерьера кабины пилотов.

Какие боевые средства несёт бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160?

Если в базовой версии воздушная машина этого класса разрабатывалась под функционал ракетоносца, модернизированная версия отличается некоторой универсальностью. Под вооружение использовались крылатые ракеты «Х-55СМ», но для модернизированной версии, скорее всего, будут применяться новые ракеты «Х-101» и «Х-555».

ТУ-160 бомбардировщик-ракетоносец Белый лебедь характеристики на боевой потенциал
Вот таким, примерно, выглядит арсенал боевого вооружения, который способен нести бомбардировщик-ракетоносец ТУ-160 Белый лебедь в рамках выполнения боевых задач

Для установки и последующих запусков ракет используются барабанные установки пуска серии «МКУ-6-5У», которые также подлежат модификации применительно к новым выпускам ТУ-160. Используемое вооружение рассчитано под нанесение ударов, как по ближним, так и по удалённым целям. Для первых применяются ракеты типа «Х-15С».

Помимо ракет, боевой арсенал машины предполагает размещение бомб разного вида и сбрасываемые с воздуха мины, включая системы морского применения. В целом, разнообразие вооружения бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 позволяет атаковать и уничтожать боевые цели любого характера.

Недостатки самого большого воздушного ракетоносца мира

При всех имеющихся преимуществах уникального самолёта «Белый лебедь» российского производства, довольно многие эксперты (в большинстве своём западные) видят недостатки боевой машины. Главным недостатком выделяется фактор «видимости» самолёта. Имеются в виду возможности обнаружения радарами ПВО, что должно как бы существенно снижать боевую мощь, а также нести угрозу уничтожения техники.

Однако на этот счёт можно привести массу аргументов. Например, имеющиеся возможности ТУ-160 для нанесения ударов по целям, будучи на значительном удалении от этих целей. Плюс к этому, учитывая фактор секретности процесса модификации серии «М2», нет причин для полного утверждения того, что новый «Белый лебедь» продолжит оставаться «видимым» для ударных средств НАТО.


При помощи информации: Туполев