Шиномонтаж грузовых автомобилей инструкция

Шиномонтаж грузовых автомобилей инструкция

Рассматривая тему монтажа/демонтажа резины, сразу нужно подчеркнуть – важным здесь видится точное соблюдение всех процедур. Только при таких условиях удастся получить оптимальные характеристики шин, эффективность работы грузового транспорта. Кроме того, обслуживание шин и дисков грузовых автомобилей – действие достаточно опасное. Соответственно, чтобы избежать серьёзных травм, нужно точно понимать, что такое шиномонтаж грузовых автомобилей и выполнять предписанные инструкции безопасности.

Правила осмотра колёс + смазка шин на монтаже

Установленные правила на шиномонтаж грузовых автомобилей предусматривают обязательный вывод колёс из эксплуатации, если таковые имеют структурные трещины. Очевидный момент – колёса, имеющие структурные трещины резины, не выведенные своевременно из эксплуатации, быстро выйдут из строя.

Рекомендуется применять смазку без водной основы на шиномонтаж, так как наличие воды внутри шины грозит вызвать чрезмерную коррозию обода. Однако разрешается использовать жидкие мыльные растворы с растительным маслом на водной основе.

Смазочные материалы, содержащие ингибитор ржавчины, видятся преимущественным выбором. Но в любом случае, шиномонтаж грузовых автомобилей требует избегать использования чрезмерного количества смазки. Категорически не рекомендуется применять:

  • антифризы,
  • силиконы,
  • смазочные материалы на нефтяной основе.

Если камера и ободная лента не смазаны должным образом перед установкой шин, эти компоненты растягиваются в области борта шины и обода. Такая ситуация вызывает преждевременный выход резины из строя.

Всегда следует пользоваться смазкой при установке радиальных шин грузовых автомобилей. Этим обеспечивается надлежащая посадка борта и предотвращается эксцентричный монтаж. Чрезмерно гибкая боковина радиальной шины при использовании смазки в области борта делает установку критичной, по сравнению с шинами, имеющими диагональный корд и более жёсткие боковины.

Если борт «не сидит» должным образом на ободе, состоящем из двух или трёх частей (остаётся, так сказать, «подвешенным» на стороне съёмного фланца шин камерного типа), нижняя часть боковой стенки чрезмерно прогибается под нагрузкой. Кроме того, отмечается неравномерный износ протектора и образование трещин в нижней области борта.

Шиномонтаж грузовых автомобилей - элементы шины
Шиномонтаж грузовых автомобилей и элементы резины: 1, 5 — кольцо «GG»; 2 — правильно посаженный борт; 3 — место возможного защемления камеры; 4 — чрезмерный прогиб; 6 — неправильно посаженный борт

Неправильно установленные буртики также способны вызвать сильную вибрацию грузовика, истирание нижней боковой стенки буквально до проволоки. Когда борт покрышки не установлен должным образом, носок борта покрышки поднимается, ободная лента остаётся зажатой под носком. (картинка выше)

Продолжительное сгибание кромки вверх и вниз грозит прорезом ободной ленты. По мере продолжения этого процесса камера защемляется, внезапный выход колеса из строя становится делом времени.

Стартер лодочного мотораКомплект топливный лодочный Джамп стартер авто новинка

Процедура очистки шин и обода грузовых автомобилей

Чтобы подготовить шиномонтаж грузового автомобиля, потребуется очистить и просушить внутреннюю область резины. Делается это с помощью шланга, через который пропускается воздух под давлением. После продувки следует убедиться, что внутренняя область очищена от стороннего материала.

Следует заметить: даже небольшой листок бумаги, оставленный внутри шины камерного типа, способен привести к образованию отверстия в камере и прочим дефектам. Изнутри шина посыпается сухим мыльным порошком в небольшом количестве, чтобы исключить эффект прилипания резины.

Также нужно осмотреть и очистить бортики резины, удалить возможные скопления стороннего материала прилипшего к борту, плюс очистить диски:

  • от грязи,
  • поверхностной ржавчины,
  • окалины,
  • остатков резины.

Обязательным является тщательная очистка посадочных мест шины грузового автомобиля, обеспечение правильной установки, предотвращение возможной утечки воздуха в бескамерных узлах. Посредством наждачной шкурки необходимо удалить любые заусенцы (зазубрины) на ободе со стороны шины грузового автомобиля.

Важным моментом является закрепление замкового кольца в правильном положении. Фильтр на оборудовании накачки воздуха, предназначенный под удаление влаги из воздухопровода, обязателен, так как помогает предотвратить образование коррозии. Рекомендуется чаще удалять возможные скопления воды из воздушной ёмкости. Периодическая проверка фильтра на работоспособность очевидна.

Необходимо всегда проверять детали обода на предмет наличия трещин. Замена всех:

  • потрескавшихся,
  • сильно изношенных,
  • повреждённых,
  • заржавевших деталей,

на новые детали подходящего размера и типа также необходимо рассматривать технически важным моментом. Нельзя пытаться переделать, сваривать, нагревать или паять какие-либо компоненты обода с трещинами, поломками или повреждениями. Допустима только замена новыми частями (деталями), где отсутствуют трещины, поломки или повреждения, а размер и тип полностью соответствуют оригиналам.

Шиномонтаж грузовая шина и ободная лента

Очевидный момент: установка новых компонентов — радиальной камеры и ободной ленты внутрь новой радиальной шины. При этом используется только камера, предназначенная исключительно под радиальное исполнение. Требуется полная уверенность в том, что применяется камера и ободная лента подходящего размера.

Шиномонтаж грузовых автомобилей - ободная лента шины
Ободная лента шины грузового автомобиля: 1 — край ленты; 2 — сторона прилегания камеры; 3 — выступ; 4 — отверстие под золотник; 5 — поверхность прилегания обода; 6 — размер внутреннего диаметра; 7 — профиль ободной ленты

Категорически не рекомендуется применять камеры меньшего размера. При установке ободных лент, бывших в употреблении, необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, иначе это приведёт к повреждению шины и камеры. Новые ободные ленты для грузовиков допустимо использовать совместно с шинами и ободом любого из нескольких рекомендованных размеров.

Однако ранее использованную ободную ленту допускается повторно монтировать на шину того же размера и на обод того же размера, с которого лента была демонтирована. Всегда следует использовать ленту соответствующей ширины, чтобы предотвратить защемление камеры.

Своего рода мерой предосторожности против выхода из строя ободной ленты можно рекомендовать сделать отметку размера шины и обода на ленте в момент съёма (если осмотр покажет, что повреждения отсутствуют и допустимо повторное применение). При повторной установке эта маркировка исключит случайное использование на шиномонтаже с другими размерами.

Золотник камеры обеспечивает временное воздушное уплотнение в момент проверки давления воздуха, но золотнику свойственно пропускать воздух, если крышка ослаблена, отсутствует или повреждена. Соответственно, требуется колпачок с уплотнением для золотника камеры. Металлический золотник предпочтителен, но также допустимо применять нейлоновый.

Следует проверять шток золотника каждый раз, когда выполняется шиномонтаж на грузовых автомобилях. Может потребоваться восстановление резьбы, как на внутренней стороне, так и на внешней стороне штока. Делается это с помощью инструмента для навинчивания штока клапана. Устанавливать рекомендуется исключительно новые стержни золотников.

Бывшие в употреблении или чрезмерно загрязнённые стержни приводят к неисправности золотника в целом. Сердечники золотников должны всегда храниться в чистых закрытых контейнерах, так как даже небольшая частица грязи сделает сердцевину клапана неэффективной.

Шиномотнаж грузовых автомобилей – процедура с камерой

Первый шаг — вставить камеру внутрь шины, накачать воздухом до степени лёгкого округления. Нанести смазку на внутреннюю и внешнюю поверхности обоих бортиков и на ту часть камеры, которая остаётся между бортами. При этом необходимо исключить стекание смазки внутрь шины. Наносить смазку рекомендуется тканью, тампоном или кистью.

Шиномонтаж грузовых автомобилей - точки нанесения смазки
На картинке стрелками-указателями показаны точки нанесения смазочного материала в процессе шиномонтажа на грузовых автомобилях

Завершив шиномонтаж, перед накачиванием осмотреть все компоненты составных дисков, чтобы убедиться, что все компоненты присутствуют на местах. Убедиться в корректности установки и посадки на обода, проверить расстояние между кольцом шины и фланцем обода. Это расстояние должно быть одинаковым по всей длине. То есть, фланец обода должен быть концентричным с кольцом GG (картинка выше), а расстояние одинаковым для обеих сторон.

Требуется применять защитный кожух или предохранительное устройство и удлинительный шланг с воздушным манометром и зажимным патроном для вентиляции шины на составном или цельном ободе. Шины камерного типа всегда следует вентилировать один раз перед установкой сердечника золотника. Все радиальные шины камерного типа следует накачивать дважды. Изначально накачивают до полного давления, затем выпускают весь воздух и накачивают вновь.

Первое накачивание приводит к посадке борта при чрезмерном растяжении камеры и клапана в области между носками борта шины. Полное сдувание камеры приводит к расслаблению. Частичная дефляция не даёт результата. При полном сдувании и повторном наполнении камера и ободная лента равномерно растягиваются.

Внимание! В моменты первой процедуры вентилирование останавливают при давлении около 0,7 см2, сторона замкового кольца тщательно проверяется.

Кроме того, рекомендуется также проверять посадку замкового кольца при таком же давлении в момент второго накачивания.

Внимание! Запрещается корректировать компоненты обода через простукивание молотком, когда шина накачана полностью или частично. Следует прежде выпустить весь воздух из камеры.

После того, как выполнен шиномонтаж, собранное колесо подлежит выдержке в течение 24 часов, — своего рода испытание на удержание воздуха. Непосредственно перед установкой колеса на грузовик, необходимо проверить давление воздуха и сравнить с применённым начальным значением. Если давление снизилось более чем на 0,35 – 0,45 см2, скорее всего, есть утечка воздуха. Требуется проверка на герметичность.

Шиномонтаж грузового автомобиля – бескамерный вариант

Шиномонтаж грузового автомобиля, в частности, бескамерных шин — процедура примерно такая же, как и для камерного варианта. Исключение составляет только необходимость накачивать камеру дважды. Очистка обода также имеет решающее значение, потому что качество посадки шины напрямую зависит от качества обода, чтобы получить воздушное уплотнение.

Внутренняя часть шины грузовика должна оставаться чистой и сухой. Если резина хранилась на открытом воздухе, перед установкой необходимо просушить продукт. Наличие влаги внутри вызывает тенденцию коррозии обода. Шток золотника проверяют на плотное прилегание к ободу. Резиновая втулка между ободом и штоком должна иметь хорошее состояние.

Чтобы установить бескамерную шину на обод, нужно смазать оба посадочных места — борта обода и борта шины. Так обеспечивается безупречный и однородный шиномонтаж. На демонтаже также необходимо использовать смазку борта, чтобы избежать повреждения бортовой области. По причине увеличенной степени гибкости боковин, может потребоваться вспомогательное средство для накачивания под качественную посадку борта радиальных бескамерных шин.

Шиномонтаж грузовых автомобилей – установка колеса

Установка сборки колеса на автомобиль — последний этап процесса шиномонтаж. До установки проверяется давление воздуха на соответствие желаемому значению. Если выполняется установка сдвоенных колёс, следует убедиться, что сборки действительно одного размера.

Рекомендуется измерить внешний диаметр каждой шины грузовика после того, как выполнена установка и накачка воздухом. Значение диаметра, указанного на протекторе, должно оставаться видимым, если сборка помещается в стойку запасных колёс.

Шиномонтаж грузовых автомобилей - последовательность затяжки болтов колеса
Последовательность затяжки болтов обода колеса на грузовом автомобиле: A — конфигурация на восемь болтов; B — конфигурация на десять болтов

На съёмном ободе проушины должны затягиваться равномерно в треугольной (или перекрестной) последовательности для достижения правильности посадки. Гайки следует затягивать должным образом, чтобы не получить ослабление при эксплуатации. На дисковых колёсах гайки шпилек также следует подтянуть и затянуть в перекрестной последовательности.

Концевые гайки (гайки шпилек) следует проверять на корректную затяжку после прохождения первых 150 км пути. Далее проверку на затяжку рекомендуется проводить не реже, чем один раз в неделю.


При помощи информации: GoodyearTruckTires