Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка

Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка

Наряду с автомобильными карбюраторами западного производства «Солекс» (Solex), «Картер» (Carter) и другими, достаточно часто на практике встречается карбюратор SU. Эта разновидность прибора – продукт производства британской фирмы «SU Company Limited». По сути, представляет конструкцию системы «постоянный вакуум + регулируемый дроссель». То есть фактически здесь осуществляется работа воздушной заслонки в условиях постоянного вакуума. Применяют эти устройства не только на моторах автомобилей, но также на моторах мотоциклов и самолётов. Рассмотрим такой вариант, включая принципиальную схему системы.

Автомобильные карбюраторы SU + конструкция

Современный рынок автомобильных систем реализует потребителю несколько типов карбюраторов SU. В частности, продаются системы:

  • типа «H»,
  • типа «HD» (диафрагменно-струйный),
  • типа «HS»,
  • типа «DU6» (двойной дроссель).

Из всего отмеченного ассортимента автолюбителям наиболее знаком тип карбюратора SU, обозначенный как «H». Система такого исполнения содержит скользящий поршень и коническую иглу, выступающую элементом жиклёра. Перемещения поршня вверх и вниз, соответственно, сопровождаются перемещением иглы жиклёра.

Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка + элементы системы
Карбюратор SU: 1 — заглушка патрубка устройства вентиляции картера; 2 — подъемный штифт; 3 — трубка забора топлива; 4 — стопорная гайка регулятора; 5 – соединительная трубка дроссельной заслонки и штуцера; 6 — подача бензина к жиклёру; 7 – винт регулятора жиклёра; 8 – поршень; 9 — воздушный буфер под крышкой

На верхней стороне поршня крепится диск блокировки вакуумной системы. Шток и направляющая штока поршня способствуют правильному направлению поршня и диска. Поршень нагружен винтовой пружиной. Область над диском блокировки вакуумной системы – это камера, соединённая воздушным каналом через прорези, предусмотренные в конструкции поршня.

Также в составе конструкции карбюратора SU используется традиционная дроссельная заслонка. В нижней части диска блокировки вакуумной системы имеется отверстие-ректификатор под воздух. Верхняя часть диска соединена с воздушным каналом дроссельной заслонки.

Принцип работы карбюратора SU

Конструкцией карбюратора фактически не предусмотрены различные режимы работы мотора, к примеру:

Учитывая тот факт, что поршень здесь нагружен винтовой пружиной, вес поршня поддерживается вакуумом всасывающей камеры. Положение поршня уравновешено поддержанием постоянного вакуума внутри всасывающей камеры. Если имеет место какое-либо отклонение, поршень перемещается вверх или вниз.

Главный жиклёр имеет контакт с рычагом управления потоком топлива на случай запуска мотора автомобиля. Очевидный момент — для запуска двигателя машины требуется обогащённая топливовоздушная смесь.

Момент активации акселератора сопровождается движением поршня вверх и вниз в горловине карбюратора SU. Выполняется контроль подачи воздуха, тогда как игла жиклёра движется вверх и вниз, осуществляя тем самым контролируемую подачу топлива.

Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка + вид изнутри
Внутренняя схема прибора: 1 – направляющая штока поршня; 2 – шток поршня; 3 – поршень; 4 – отверстие воздушного ректификатора; 5 – коническая игла жиклёра; 6 – жиклёр; 7 – дроссельная заслонка; 8 – входной терминал воздуха; 9 – диск блокировки вакуумной системы; 10 – вакуумная камера

Перемещением поршня вниз площадь горловины уменьшается, соответственно, достигается меньшее поступление воздуха. Игла также перемещается вниз, уменьшает кольцевую площадь жиклёра, сокращает пропускаемый объём топлива. Верхняя сторона поршня соединена с дроссельным каналом через прорезь. Нижняя сторона подвергается воздействию атмосферного давления.

Таким образом, поршень в любой момент времени имеет зависимость от баланса собственного веса (движение вниз) и силы вакуума (движение вверх). Поскольку нагрузка на поршень постоянна, вакуум всасывающей камеры также остается постоянным.

Жиклёр допустимо перемещать вверх и вниз относительно конической иглы с помощью регулировочного винта, расположенного в нижней части. Тем самым достигается регулировка обогащения смеси. Имеется раздельная система регуляции холостого хода (малой скорости) и на акселераторе.

Типичные исполнения карбюраторов SU

Автомобильные карбюраторы SU делают разными по размерам горловины в миллиметрах. Приборы обозначаются буквенным префиксом, указывающим на поплавковый тип.

  • «H»,
  • «HD»,
  • «HS»,
  • «HIF»,
  • «HV»,
  • «OM»,
  • «KIF».

Типичное исполнение «H» имеет поплавковые чаши с отлитым в основании рычагом. В свою очередь рычаг крепится к днищу карбюратора посредством болта с полой внутренней частью основы. Таким образом, топливо проходит в корпус карбюратора SU через рычаг.

Типичное исполнение «HD» имеет поплавковую чашу с креплением рычага прямо под чашей и концентрично жиклёру. Рычаг имеет фланец, который затягивается четырьмя винтами в нижней части карбюратора SU. Герметичная резиновая диафрагма является неотъемлемой частью жиклёра.

Исполнение «HS» отличается тем, что имеет основной корпус, покрытый резиной. Топливо здесь подаётся по внешней трубе к жиклёру. Другое исполнение — «HIF», имеет горизонтальный интегральный поплавок. Ещё три типа — «HV», «OM», «KIF» встречаются крайне редко.

Основное преимущество, которым выделяется карбюратор SU, – это быстрая реакция в момент разгона автомобиля. Следовательно, таким прибором чаще всего оснащаются гоночные машины, а также большая часть скутеров и мотоциклов. Обширное применение отмечалось на протяжении большей части двадцатого века, включая ранние версии иностранной техники марки «Rolls Royce».

Регулировка на карбюратор SU – пошаговая инструкция

Перед настройкой карбюратора автомобильный двигатель требуется довести до нормальной рабочей температуры. Кроме того, нужно проверить уровень масла куполообразной поршневой камеры, что в верхней части конструкции прибора.

Изначально потребуется поднять поршень примерно на 1 мм, для чего используется подъёмный штифт. Если при поднятом поршне обороты двигателя кратковременно увеличиваются, а затем возвращаются к норме, соотношение топливовоздушной смеси корректное.

Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка + подъём поршня
Поднять поршень карбюраторной системы допустимо путём нажима пальцем на подпружиненный шток конструкции

Если же обороты двигателя нарастают и остаются высокими, топливовоздушная смесь чрезмерно обогащённая. С другой стороны, когда отмечается снижение оборотов вплоть до момента остановки мотора, топливовоздушная смесь в этом случае чрезмерно обеднённая.

Для того чтобы откорректировать соотношение топливовоздушной смеси карбюратора SU, используется винт регулятора жиклёра. Величина регулировки — один оборот с последующей проверкой результата. Вращением регулировочного винта против часовой стрелки топливовоздушная смесь обедняется. Соответственно, вращение винта по часовой стрелке приводит к обогащению состава.

Некоторые тонкости процедуры настройки

Каждый раз, когда выполняется очередное вращение регулировочного винта, после такой операции следует выждать примерно десять-пятнадцать секунд. После выдержки вновь проверяют подъёмом штифта — как работает карбюратор SU. Необходимо следить за температурой двигателя, не допуская роста выше нормы. Рост температуры мотора очевиден, если процесс настройки затягивается по времени.

Повышение температуры двигателя машины выше нормы даёт ложный результат настройки соотношения топливовоздушной смеси. Этот результат проявляется, когда параметр температуры возвращается к норме. До и после регулировки карбюратора SU следует убедиться, что игла форсунки находится в центральной области.

Карбюратор SU конструкция принцип действия настройка + работа отвёрткой
Подъём поршня карбюратора SU посредством отвёртки в процессе настройки системы под оптимальное функционирование

Нужно остановить мотор машины, посредством штока поднять поршень в максимальное положение, после чего отпустить. Поршень должен плавно опускаться до момента резкого щелчка. Если такого не отмечается, жиклёр выходит за пределы центральной линии. Необходима корректировка.

Смещение от центра жиклёра карбюратора SU способно привести к дефектам — изгибу конической иглы. Если такое отмечается, не следует пытаться исправить дефекты или выпрямить иглу. Здесь требуется полная замена этого элемента.

Карбюратор SU + другие особенности регулировки

В данном случае масло используется для замедления движения поршня. Задержка на время обогащает смесь при условии резкого открытия дроссельной заслонки. Моторное масло, как правило, «SAE 20», рассматривается наиболее корректным сортом для применения.

Устаревшие версии британских карбюраторов SU имеют вентиляционные «отдушки» на завинчивающейся пластиковой крышке буфера. Здесь уровень масла требуется выставить на 13 мм выше верхней зоны поршневой трубки.

Для карбюраторов с вентиляционной «отдушкой» горловины, но не в верхней части (применяются на пылезащитных двигателях), уровень масла поддерживается на 13 мм ниже верхней зоны поршня. Если двигатель машины достаточно медленно реагирует на резкое открытие дроссельной заслонки, путём коррекции уровня масла эту проблему можно исправить без перенастройки (но не всегда).

Когда коррекцией уровня масла проблема не решается, придётся очистить карбюратор SU, отрегулировать воздухоочиститель, предварительно демонтировав эту деталь. Следует иметь в виду — демонтаж воздухоочистителя приведёт к изменению вакуума внутри карбюратора.


При помощи информации: TheEngineersPost