Карбюраторы Dellorto мотоциклетные особенности системы

Карбюраторы Dellorto мотоциклетные особенности системы

Карбюраторы Dellorto для двигателей современных мотоциклов получили негласное определение «игольчатых» систем. Причина тому — своеобразная механическая конфигурация основного тракта подачи топливовоздушной смеси. Деталью механики здесь — конической иглой, обеспечивается правильное соотношение топливовоздушной смеси (ТВС) независимо от режимов работы мотора мотоцикла. Рассмотрим особенности работы карбюраторов итальянской фирмы «Dell’Orto», которые часто встречаются в составе конструкций современных мотоциклов, чтобы иметь лучшее представление о системе.

Карбюраторы Dellorto – конфигурация конической иглы

Как и в случаях с другими системами, впрыск топлива в область трубки Вентури выполняется за счёт разрежения, создаваемого нагнетаемым потоком воздуха. Однако, начиная с момента закрытия дроссельной заслонки, степень разрежения изменяется в широких пределах. Незначительное открытие дросселя сопровождается высоким уровнем разрежения по сравнению с открытием заслонки от 1/3 доли до полного открывания. Соответственно пропорционально изменяется подача форсунки основного контура.

Реакцией на вакуум, основная схема, состоящая только из форсунки, обеспечит объёмную подачу топлива при малых и средних открытиях дроссельной заслонки. То есть здесь налицо поддержка обогащённой топливовоздушной смеси. При большем открывании заслонки подача грозит уменьшиться в самый неподходящий момент, что может привести к повреждению мотора мотоцикла по причинам чрезмерно обеднённой смеси.

Именно поэтому для решения данной проблемы применяется система регулировки конической иглой. Конфигурация такой механики хорошо известна многим владельцам мотоциклов. Для тех, кто не в курсе, система представлена на картинке ниже. Здесь, как видно, коническая игла находится внутри дозирующей секции распылителя. Когда дроссель открыт немного, доступный для топлива проход также невелик.

Как результат, несмотря на высокую степень вакуума в области трубки Вентури, подача остаётся низкой. Следовательно, соотношение топливовоздушной смеси в целом поддерживается на правильном уровне. При большем открытии дроссельной заслонки коническая часть иглы меньшая по диаметру, достигает отверстия форсунки. Следовательно, увеличивается проходное сечение.

Степень разрежения в определённых пределах уменьшается, но увеличение доступной площади канала дозирования топлива сохраняет соотношение топливовоздушной смеси на оптимальном уровне. То есть при таком построении системы двигатель мотоцикла работает правильно при любой степени открытия дроссельной заслонки.

Понимание устройства карбюраторов Dellorto

Понимание устройства мотоциклетного карбюратора Dellorto приводит к полному пониманию принципа регулировки механикой конической иглы. Такая система включает в состав два регулировочных элемента:

  1. Непосредственно коническая игла.
  2. Калиброванный участок распылителя.

Схемой карбюратора, разработанного фирмой «Dell’Orto» (Италия), коническая игла фиксируется внутри клапана посредством стопорного кольца. Такое кольцо вставляется в одну из нескольких выемок, сделанных на конце штока. Нумерация выемок условно начинается сверху.

Карбюраторы Dellorto мотоциклетные особенности системы + распылитель
Система распылитель + коническая игла карбюратора Dellorto: 1 – корпусная часть распылителя с отверстиями дозаторов; 2 – часть конического штока; 3 – стопорное кольцо; 4 – одна выемка для стопорного кольца из трёх имеющихся

Перестановка стопорного кольца в пазы, расположенные выше, приводит к перемещению конической иглы ниже относительно распылителя (форсунки). То есть для достижения конической зоны позже, необходим подъём. И наоборот, если требуется достижение конической зоны раньше, нужен спуск (установка стопора на выемку ниже).

Практика показывает, если при одинаковом положении акселератора есть необходимость обеднить топливовоздушную смесь (ТВС), приходится опускать коническую иглу, перемещая обойму вверх. Если же двигатель потребляет чрезмерно обогащённую топливовоздушную смесь, что, как правило, сопровождается медленным выходом на нужные обороты и приглушённым глубоким звуком работы мотора, следует опустить иглу, переместив стопор на выемку выше.

Отдельные детали формы иглы (конусность и длина конической части) абсолютно необходимы для функции калибровки карбюрации, поскольку эти детали оказывают сильное влияние на общую реакцию двигателя мотоцикла.

Однако далеко не всегда регулировка карбюратора завершается только изменением положения иглы. Нередко возникает необходимость замены текущей детали другой деталью с другими характеристиками. Для каждого семейства карбюраторов итальянской фирмы «Dell’Orto», между тем, доступен обширный ассортимент деталей различных размеров.

Карбюраторы Dellorto мотоциклетные особенности системы + конструкции форсунок
Вариации распылителей на карбюраторы Dellorto: слева — имеющие одинаковую форму и диаметр калиброванного отверстия, но с разным сверлением; справа — под установку внутри сопла в корпусе карбюратора

В соответствии с потребностями, которые могут возникнуть при настройке, подбирается нужная деталь и тестируется. Например, когда не удаётся получить достаточное обогащение в определённой области поднятием иглы в крайнее верхнее положение, можно сделать вывод, что нужна деталь с такой же конусностью, но с конической частью, берущей начало выше на стержне.

Карбюраторы Dellorto дозатор + распылитель

Ближайший к трубке Вентури конец распылителя имеет калиброванный диаметр. Эта деталь производится в разных габаритных размерах. При увеличении диаметра распылителя налицо фактор обогащения ТВС, при уменьшении диаметра наоборот.

Очевидный момент: получить тот же эффект вполне допустимо за счёт некоторых других особенностей системы, если изменить калиброванный диаметр конической иглы. Между тем, не всегда такая деталь соответствующего диаметра в конической области доступна для приобретения.

В этом случае проще заменить распылитель, несмотря на тот факт, что карбюраторы Dellorto поставляются уже оптимизированными в плане калибровки, в соответствии с категорией двигателя, на который рассчитаны.

Калибровка традиционно предполагает:

  • регулировку форсунки,
  • применение определённого типа иглы,
  • установки положения конической иглы.

Простейшая форма распылителя – это отверстие, соединяющее главный жиклёр с трубкой Вентури. Существуют две конфигурации:

  1. «двухтактная».
  2. «четырёхтактная».

Некоторые из форм имеют ряд отверстий, расположенных по всей площади и сообщающихся с каналом основной цепи (четырёхтактный тип).

Двухвходовый (двухтактный) распылитель ввинчивается в нагнетательный патрубок, установленный в корпусе карбюратора Dellorto. Как показано на картинке ниже, край трубы выступает внутрь кольцевой камеры, открытой по направлению к трубке Вентури. Здесь же обеспечивается сообщение с воздухозаборником посредством основного канала.

Карбюраторы Dellorto мотоциклетные особенности системы + конфигурация
Карбюраторы Dellorto две конфигурации: А – забор воздуха в горловине карбюратора. Второе отверстие – для холостого хода эмульсионного воздуха; Б — исключение влияния импульсов давления путём отвода забора воздуха наружу и блокировки отверстия

За счёт разрежения внутри трубки Вентури из трубки распылителя всасывается жидкое топливо, дозируемое главным жиклёром и конической иглой. Из канала подаётся определённый поток воздуха, поступающий в кольцевую камеру. В этой области воздух и топливо смешиваются, образуя мелкодисперсную составляющую.

Таким образом, в дополнение к диаметру отверстия распылителя переменными величинами являются:

  • диаметр воздушного канала (при увеличении смесь обедняется);
  • высота борта распылителя, выступающего в камеру;
  • «шаг» нагнетательного сопла внутри трубы Вентури.

Если борт распылителя короткий, топливо проходит меньшее расстояние от поплавковой камеры, подача ускоряется. Фактически, «короткий» распылитель – характерная черта карбюраторов спортивных мотоциклов. При увеличении шага нагнетательного сопла разрежение увеличивается. Соответственно, смесь обогащается. Меньший шаг способствует обеднённой подаче.

Конструкция распылителя на четыре такта

Четырёхтактная конфигурация широко применяется на двухтактных двигателях, поскольку позволяет создавать более обеднённые и лучше управляемые смеси при любых условиях. Трубка распылителя здесь снабжена рядом отверстий, а окружающая кольцевая камера всегда сообщается с основной зоной. Однако при этом не имеет прямого сообщения с трубкой Вентури.

Воздух смешивается с жидким топливом, эмульсия образуется до того момента, как смесь достигнет сопла Вентури, которое по этой причине не имеет ступеней. Расположение отверстий и диаметр таковых оказывают влияние на подачу. Отверстия нижней части распылителя залиты топливом поплавковой камеры, тогда как отверстия верхней части открыты для воздуха.

При желании, работая с переменными величинами высверливанием, допустимо оптимизировать соотношение смеси при любых условиях. При предпочтительном верхнем сверлении смесь обедняется, а при увеличении количества и/или диаметра нижних отверстий увеличивается расход топлива, что идёт на эмульгирование с воздухом.

Сверлением достигается даже на переход по ускорению, так как при расположении отверстий на разной высоте кольцевая камера в начале перехода заполняется топливом. При увеличении скорости камера опорожняется за счёт жидкости, всасываемой через те же отверстия. Таким образом, подача начинается с максимально обогащённой смеси, после чего достигает режима обеднённой смеси.

Главная рабочая форсунка (жиклёр) карбюратора Dellorto

Основным элементом регулировки карбюратора Dellorto, на полной мощности и при широком открытии дроссельной заслонки, является главный жиклёр. Этот элемент контролирует калибровку топлива, подаваемого из основной системы. Главный жиклёр установлен в самой нижней части поплавковой камеры и постоянно утоплен в жидкость, даже когда мотоцикл работает в режиме существенных перегрузок.

Как правило, для обеспечения наличия жидкого топлива устанавливается перфорированная перегородка, сохраняющая надлежащий объём жидкости топлива вокруг жиклёра. Выбор главного жиклёра оказывает сильное влияние на характеристики двигателя мотоцикла, соответственно подбор этой детали осуществляется экспериментально.

Как показывает практика, лучший вариант подбора — начать с установки жиклёра большего размера с учётом требований мотора в плане безопасной работы. Обогащённая смесь не даёт наилучших характеристик, но в этом случае исключается риск повредить двигатель. Выполнение экспериментов с чрезмерно обеднённой смесью грозит заклиниванием или дефектами поршневого «сверления».

Методом проб проводятся испытания. После запуска мотора с полностью открытой дроссельной заслонкой карбюратора (на максимальных оборотах) внешний вид свечи зажигания может помочь определить наилучший выбор калибровки. В частности, изолятор центрального электрода свечи должен иметь светло-коричневый оттенок.

Если оттенок темнее — жиклёр слишком большой. Оттенок светлее свидетельствует о малом размере жиклёра. Для лучшего «чтения» центрального изолятора свечи зажигания, следует использовать старую свечу (отработавшую длительное время). Если же «читать» состояние бокового электрода, допустимо работать с новой свечой.

Здесь корень электрода рядом с изгибом самого электрода по направлению к корпусу свечи зажигания должен показывать, как минимум, наполовину чёрный окрас. Остальная часть свечи должна остаться в цветах натурального металла. Если электрод полностью чёрный (закопчённый), имеет место обогащённая топливовоздушная смесь. Напротив, совершенно чистая поверхность показывает, что главный жиклёр слишком мал и такой выбор может привести к серьёзному повреждению двигателя мотоцикла.

После выбора форсунки надлежащего размера, если мотоцикл не рассчитан для соревнований, рекомендуется увеличить жиклёр на два или три размера в качестве меры предосторожности и для защиты в случае возможного дрейфа калибровки. Таковой нередко отмечается, например, от изменений температуры окружающей среды.


При помощи информации: Dell’Orto