Технология повторного использования ракет

Технология повторного использования ракет

Фактор многоразовых использований приобретает лейтмотив в мире коммерческих космических полётов. Так, известные структуры «SpaceX» и «Blue Origin» предполагают сделать многоразовые пусковые системы основной деятельностью компаний. Инженеры «Rocket Lab», в частности, демонстрируют стремления к повторному использованию ракет. Уже создана первая ступень ускорителя «Electron», забираемая в воздухе с помощью модифицированного вертолёта «Sikorsky S-92».

Планы повторного использования первой ступени ракет

Специалисты «Rocket Lab» впервые выложили планы в отношении повторного использования отработанной первой ступени ракет ещё в 2019 году. В частности, видение профессионалов — это восстановление первой ступени ракеты-носителя «Electron», забираемой в воздухе или с моря после запуска небольших спутников. Когда использованная ракета вновь входит в атмосферу, раскрываются парашюты, замедляющие спуск. В случае океанического метода забора, спасательным судном ракета забирается из воды для последующего восстановления.

Специалистам компании впервые удалось добиться успеха этого осенью 2020 года. Теперь инженеры продолжает активно совершенствовать такой подход. Между тем, специалисты компании параллельно осуществляли сбор данных для настройки процесса спуска. Делалось это с целью возврата ракеты более удобным способом, а именно с помощью вертолёта. Тогда же – в 2020 году, был проведён тест способа с участием копии первой ступени «Electron».

Технология захвата ракеты в воздухе

И вот теперь в середине апреля настоящая ракета «Электрон» выводится на 26-й запуск с территории Новой Зеландии для доставки на орбиту 34-х малых спутников. Перед стартом модифицированный вертолёт «Sikorsky S-92» должен войти в «зону захвата» над океаном примерно в 277 км от берега. Воздушная машина специально подготовлена для захвата отработанной первой ступени в воздухе, летящей обратно к Земле на скорости до 8300 км/ч.

На высоте примерно 12-13 км намечен выход малого тормозного парашюта, после чего развернётся основной парашют на высоте около 6 км. Тем самым будет достигнуто замедление первой ступени до скорости не более 10 метров в секунду, что соответствует 35-36 км/ч. Такое ускорение вполне позволяет зацепить стропу парашюта специальным вертолётным крюком. Соответственно, удаётся захватить и саму ракету для последующей доставки на базу под восстановление.

Следует отметить – имеет место непростая задача, по сути, сопоставимая с такой сложной операцией, как продевание нитки в ушко иглы. Инженеры «Rocket Lab» рассчитывают извлечь огромную пользу из достижения конечной цели. Эта цель — сделать «Electron» первой многоразовой орбитальной малогабаритной ракетой-носителем.


При помощи информации: RocketLab