Самолёты истребители России аналитиками НАТО

Самолёты истребители России аналитиками НАТО

Более трёхсот единиц вооружения представляют самолёты истребители России, собранные моделями «Су-27», «Су-30», «Су-33», «Су-35». Все классифицируются специалистами НАТО боевыми воздушными машинами типа «Flanker». Согласно видениям зарубежных аналитиков, эта группировка воздушной техники — вершина развития конструкций российских истребителей с момента поступления на вооружение разработки «Су-27» (1985 год). Модель боевой воздушной машины «Су-27» разрабатывалась как тяжёлый всепогодный истребитель Советской Армии, наряду с конструкцией самолёта «МиГ-29». Обе машины сопоставимы по характеристикам с американскими самолётами истребителями «F-15» и «F-16».

Самолёт истребитель «Су-27» под прессом западной аналитики

Конструкция «Су-27» изначально разрабатывалась с учётом завоевания превосходства в воздухе с ограниченными возможностями использования неуправляемых боеприпасов класса «воздух-земля». Однако если брать времена «холодной войны», специалистами России разработана линейка многоцелевых истребителей с базовым планером.

Все российские «Flanker» передового отряда были модернизированы посредством внедрения многофункциональных цифровых дисплеев в кабине пилотов. Такой подход в значительной степени снизил нагрузку на пилотов. Одновременно повысились умственные способности экипажей в плане принятия тактических решений и применения оружия.

Это важный момент, отмечают западные аналитики, учитывая постоянные критические замечания для исходной серии самолётов «Су-27» и «МиГ-29» относительно высокой рабочей нагрузки пилота. Такая нагрузка ограничивает практическую ситуационную осведомлённость и боевую эффективность.

Самолёты истребители России - модель Су-27
Уникальная конструкция мирового класса — российский самолёт истребитель Су-27, обладающий характеристиками, недоступными многим машинам западного производства до сего дня

Основная конструкция планера типа «Flanker» отличается большим количеством аэродинамических характеристик подъёмной силы. Конструкция остаётся управляемой при больших углах атаки, так как основной корпус фюзеляжа создаёт подъёмную силу за счёт расширенных передних кромок крыльев с переходом в узкую конечную часть.

Между тем, самым современным и мощным российским самолётом истребителем является модель «Су-35С» серии «Flanker-Э». Эта боевая воздушная машина представляет конструкцию, ориентированную на воздушное превосходство, с некоторыми многоцелевыми возможностями.

Однако, по сути, имеет место представление прямой эволюции конструкции «Су-27» — машины, остающейся первичным фронтовым истребителем России, из тех, что находятся на действительной военной службе.

Автомобильный инвертор 12В на 220ВАвтомобильный инвертор 12В на 220ВАвтомобильный инвертор 12В на 220В

Самолёты истребители «Су-35» под прессом аналитики НАТО

Если сравнивать воздушные машины «Су-27» и «Су-35С», последняя модель имеет значительно улучшенную удельную тягу. Более выраженными видятся возможности управления вектором тяги и характеристики двигателей «АЛ-41Ф». Используются более мощные:

  • бортовой радар,
  • авионика,
  • система ESM,
  • комплект ECM.

Фактически самолёт истребитель «Су-35С» можно было бы считать вершиной основной философии проектирования, лежащей в основе семейства машин «Flanker». Здесь в совершенстве:

  • максимальная тяга,
  • дозвуковая маневренность,
  • мощность с точки зрения радиолокационных характеристик.

Двигатели самолёта из серии «АЛ-41Ф-1С» развивают большую тягу, по сравнению с двигателями серии «АЛ-31Ф». Благодаря новым двигателям, самолёт истребитель «Су-35С» получил лучшие высотные и ускоряющие характеристики. Следует также отметить и достижение высокой эффективности по дальности действия ракетного вооружения.

Добавление многоосевого вектора тяги улучшает и без того впечатляющую маневренность этого семейства машин класса «Flanker», особенно на очень низких скоростях полёта. Вектор тяги обеспечивает так называемую «сверхманевренность», когда пилот сохраняет полное управление после вывода самолёта из аэродинамической перегрузки.

Выраженная сверхманевренность, казалось бы, делает самолёт истребитель «Су-35С» ещё более грозным противником, чем предыдущие версии класса «Flanker» в ситуациях боя «один на один». Тем не менее, эти маневры после сваливания в пике сопровождаются чрезмерными энергетическими потерями.

Соответственно, использование всей имеющейся энергии в бою оставит гарантированным лишь один выстрел ракеты по одному противнику, с последующей «подставой» самолёта под атаку воздушной машиной противника (картина Репина – «приплыли» по западной аналитике).

О сверхманевренности на самолёты истребители «Су-35С» аналитиками НАТО

Учитывая, что самолёты истребители действуют парами (или по четыре) в качестве основных тактических порядков, выше обозначено важное соображение. Также маловероятно, что сверхманевренность значительно улучшит способность поражать современные ракеты воздушного боя.

Таковые способны агрессивно менять направления (до 50G), оставаясь неподконтрольными любому пилоту-человеку. Дополнительно использование форсажной камеры для увеличения тяги во время маневров фактически приводит к росту и без того большой визуальной и тепловой сигнатуры «Су-35С».

Самолёты истребители России - модель машины Су-57С
Ещё одна машина воздушного боя (Су-35С), сделанная в России, технические характеристики которой в прямом смысле оставляют без вопросов разного рода западных военных экспертов и аналитиков

Отсюда потенциальное затруднение успешного уклонения от ракет, дополненных головками инфракрасного наведения. Таким образом, сверхманевренность самолёта истребителя «Су-35С» вряд ли даст серьёзные практические преимущества в реалистичных боевых условиях.

Радиолокатор «N035 Ирбис-Э», установленный на машине «Су-35С», представляет конструкцию, оснащённую гибридной пассивной электронной антенной решеткой (PESA) диапазона «X». Устройство обладает некоторыми функциями «AESA» и номинальной мощностью 20 кВт (что является высоким показателем для истребителя).

Мощность, примерно, в пять раз выше, чем демонстрирует система «РЛС N001 Bars», применяемая на самолёте истребителе «Су-27». Увеличение мощности радиолокатора обусловлено большим размером решётки (апертурой), что стало возможным благодаря вместительной носовой части русских машин класса «Flanker».

Русские заявляют – такое построение радиолокатора обеспечивает эффективную дальность обнаружения, равную 350 — 400 км, применительно к цели с ЭПР площадью 3 м2. Картина примерно сопоставима с истребителем четвертого поколения без конструктивных особенностей гетеродина.

В боевых действиях используются ракеты с активной радиолокационной системой самонаведения, а также обеспечивается возможность сканирования «воздух-земля». В сочетании с современной цифровой кабиной, «Ирбис-Э» даёт пилотам «Су-35С» превосходную ситуационную осведомленность. В частности, по фронтальному разрезу от традиционных угроз, не связанных с «VLO» при активном сканировании.

Однако отсутствие каких-либо возможностей «LPI / LPD» и уникальной радиолокационной сигнатуры означают одно. При активном сканировании излучения самолёт «Су-35С» легко обнаруживается, идентифицируется пассивной системой «ESM» вражеского самолёта на очень больших расстояниях.

Гребной винт для лодкиКарбюратор в сборе для Mercury Резиновая топливная груша на лодочный мотор

Самолёты истребители «Су-35С» + пара американских «Стелс»

Несмотря на то, что фронтальная «RCS» угроз «VLO» (низколетящих объектов), таких как «F-35» и «F-22», классифицирована, эффективная дальность обнаружения остаётся на порядок слабее. Обеспеченные современными радарами типа «LPI / LPD AESA», пара американских самолётов истребителей класса «стелс» легко обнаружат русский истребитель «Су-35С».

Относительно летательных аппаратов:

  • американского воздушного судна «F-15C»,
  • европейского истребителя «Eurofighter Typhoon»,
  • французского «Dassault Rafale»,

русский самолёт истребитель «Су-35С», вероятно, соответствует ситуационной осведомленности. На практике, однако, использование активного радиолокационного сканирования и огромного радиолокационного сечения самого «Су-35С» приведёт к очевидному результату.

Русский самолёт истребитель наверняка будет обнаружен — идентифицирован посредством комбинации пассивных и активных датчиков отмеченными выше моделями самолётов коалиции НАТО. Причём обнаружение произойдёт на очень больших расстояниях между машинами.

Это явный существенный недостаток русского самолёта истребителя, учитывая также, что ракеты западного производства типа «BVR», например:

  • «AIM-120C/D»,
  • «Meteor»,

существенно превосходят при сопоставимых условиях действия ракеты «R-77-1» и «R-27ER/ET», установленные на российских боевых воздушных машинах.

Также как многие воздушные машины класса «Flanker», самолёт истребитель «Су-35С» оснащается пассивным инфракрасным датчиком сканирования и сопровождения (IRST — Infrared Scan And Track). Датчик устанавливается в области носовой части — в данном случае, прибор «OLS-35».

Специалисты русской фирмы «Сухой» утверждают:

сенсор «OLS-35» способен обнаруживать и отслеживать угрозы «в лоб» на расстоянии до 50 км и угрозы «с хвоста» на расстоянии до 90 км.

Комбинация IRST и ракеты «BVR» с головкой ИК-наведения «Р-27ЭТ» даёт машине «Су-35С» потенциально мощную, полностью пассивную боевую способность в радиусе примерно 50 км. Правда, многое сильно зависит от атмосферных условий за бортом и достаточности информации. Так что, фактически датчик «IRST» русского истребителя имеет сравнительно узкое поле внимания.

Осведомлённость Запада для реальной боевой ситуации

Условия реальной боевой ситуации заставляют противоборствующие стороны использовать внешние данные ситуационной осведомленности, получаемые от средств наземного и воздушного наблюдения. Например, от системы «ДРЛО». Однако каналы передачи данных, наблюдения и средств разведки НАТО значительно продвинуты и более интегрированы, чем те, что используются российскими ВКС.

Кроме того, пассивные датчики производства западного ВПК, например:

  • «IRST/EODAS F-35»,
  • «PIRATE IRST Typhoon»,

способны использовать преимущества улучшенных практических ограничений чувствительности. Достигается это благодаря превосходной бортовой электронной постобработке с целью фильтрации ложных срабатываний.

Русские воздушные машины класса «Flanker» физически значительно крупнее западных самолётов-конкурентов (за исключением разработки США «F-22» и китайской «J-20»). Машины, оснащаемые двигателями сверхвысокой тяги, имеющие частично открытую кормовую установку, легче обнаружить в инфракрасном спектре сканирования.

Таким образом, в пассивной области самолёты-истребители «Су-35С» и все другие российские машины класса «Flanker», скорее всего, окажутся в невыгодном положении с точки зрения ситуационной осведомлённости пилотов.

Русские воздушные суда «Су-35С» и «Су-27СМ» в значительной степени оптимизированы для обеспечения превосходства в воздухе. Однако, несмотря на тот факт, что машины способны нести и сбрасывать большинство вооружений российского воздушного арсенала, остаётся неясной степень практической точности. Какова эта степень для высокоточных боеприпасов (PGM — Precision-Guided Munitions), не зависящих от радиолокационного обозначения?

Как известно, российские военно-воздушные силы не имеют средств наведения, являющихся опорой вооружения западных многоцелевых самолётов истребителей. Отсутствие прицельной капсулы для бомб с лазерным наведением исключает достижения точности сброса. Для точного бомбометания потребуется привлекать другой самолёт или сухопутную войсковую разведку.

Более того, ракеты с инфракрасными или телевизионными искателями придётся наводить на цель вручную из кабины пилота, используя саму головку самонаведения для захвата, распознавания и обозначения цели. Головки самонаведения — это датчики, имеющие значительно более низкое разрешение, более узкое поле обзора и меньший диапазон, по сравнению с продвинутыми оптическими прицелами НАТО.

Самолёт истребитель «Су-35С» характеризуется многоцелевой, но не оборудованной блоками наведения воздушной машиной. Также отсутствует внутренняя система выполнения той же функции, что ограничивает возможности высокоточной атаки по динамическим целям. Пилот имеет ограниченный сенсорный обзор для боеприпаса с инфракрасным или телевизионным наведением.

Незрелость русских боеприпасов точного наведения

Согласно видениям западных аналитиков, незрелость российских боеприпасов точного наведения по сравнению с западными аналогами и отсутствие средств наведения приводит к одному результату. Эффективное применение в условиях сложных боевых ситуаций порождает значительную неконтролируемую нагрузку на пилотов.

Вот почему предыдущие поколения истребителей-бомбардировщиков НАТО, такие как:

  • «F-15E»,
  • «Tornado IDS»,
  • некоторые варианты «Flanker»,

разработаны с упором на многоцелевые или ударные операции и предусматривают наличие экипажа, состоящего из двух лётчиков.

К таким же конструкциям относятся многоцелевые российские самолёты истребители «Су-30М2» и «Су-30СМ», представляющие относительно простую эволюцию двухместного учебно-тренировочного планера «Су-27УБ». Однако русские предпочитают несколько устаревшее оружие с ТВ-наведением, против более дорогостоящего и сложного. Например:

«ИК»,

«ЭО»,

«GPS» ,

«ГЛОНАСС»,

«ГСН».

Самолёты истребители России - модель Су-30СМ
Одна из разработок российских инженеров авиастроителей, присутствующая на вооружении ВКС уже длительное время, но от этого нисколько не утратившая эффективности действия в бою

Самолёты истребители «Су-30М2», и «Су-30СМ» обладают превосходными практическими ударными возможностями по сравнению с тем же «Су-35С». Достигается это ха счёт большей способности экипажа летать и позиционировать самолёт, управлять общей ситуационной осведомленностью, а также обнаруживать, идентифицировать и атаковать цели с помощью «PGM» боеприпасов.

Боевая русская машина «Су-30М2» комплектуется устаревшей РЛС «N001V» и не имеет системы управления вектором тяги для повышения маневренности. Самолёт истребитель «Су-30СМ» имеет более совершенную установку «N011M Барс-Р PESA», по возможностям практически сопоставимую с «Ирбис-Э» машины «Су-35».

Помимо более широких практических многоцелевых возможностей и в целом повышенной способности экипажа справляться со сложными боевыми ситуациями, самолёты «Су-30М2» и «Су-30СМ» имеют общие сильные и слабые стороны «Су-35С». Эта техника представляет серьёзную, но недостаточно эффективную угрозу для самолётов НАТО. Большая угроза в данном случае видится для наземных войск.


При помощи информации: RUSI