Русские бомбомёты фулкрумы фоксхаунды обзор

Русские бомбомёты фулкрумы фоксхаунды обзор

Просмотрами аналитических обзоров западных изданий (как правило, британских и американских), достаточно многое открывается в плане того, какими темпами развивается Россия 21 века. Западные аналитики, сами того не подозревая, активно рекламируют русское оружие. При этом отмечаются явные попытки всякими способами принизить качественную (боевую или убойную?) составляющую новых и существующих вооружений. Очередной пример – западный обзор на русские бомбомёты, ракетоносцы, истребители, который, нужно признать, достаточно разносторонний, но до конца не убедительный.

Западный обзор на русские бомбомёты 21 века

Русские бомбомёты (бомбардировщики) явно не скорые реактивные самолёты. Однако важным видится факт — наряду с тактическими ударными машинами, существует внушительный парк бомбардировщиков стратегического толка. Этот парк, в частности, составляют аппараты:

  • Ту-95МС «Изделие B» («Bear» код НАТО),
  • Ту-22М3 «Изделие 45» («Backfire» код НАТО),
  • Ту-160М «Изделие 70» («Blackjack» код НАТО).

Первая машина списка представляет конструкцию дозвукового ракетоносца, получившего звание «Медведь», оснащённого турбовинтовым двигателем. Базовой основой техники является конструкция планера разработки 1950-х годов.

Следующие две воздушные машины списка представляют большие сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы с поворотным крылом. Первоочередная миссия первой и третьей машин — ядерное сдерживание посредством большого количества крылатых ракет, дополненных ядерными боеголовками.

Вторая машина – бомбардировщик Ту-22М3, первоочередной целью имеет атаку американских авианосных боевых групп посредством сверхзвуковых, ядерных или обычных противокорабельных ракет. Русский бомбардировщик Ту-22М3 неоднократно демонстрировал на практике в 2015-2017 годах, как следует выполнять обычные задачи по тяжёлой бомбардировке. В частности использовались неуправляемые бомбы и системы слепого бомбометания типа «СВП-24»  на боевых плацдармах Сирии.

Между тем, если рассматривать возможный конфликт с НАТО, силы стратегических бомбардировщиков ограничиваются функциями ядерного сдерживания / нападения и патрулированием. Цель — противодействие передвижениям военно-морских оперативных групп, но не атаки наземных сил.

Западные аналитики отмечают: Россия по-прежнему видит важную роль бомбардировщиков. Об этом свидетельствует факт начала производства воздушных машин Ту-160М новой модификации. Кроме того, активно работает программа модернизации Ту-22М3М. Так, на момент 2019 года в войска был поставлен второй самолёт после производства капремонта.

Русская точка опоры или средство достижения цели

Русский истребитель времён холодной войны МиГ-29 «Точка опоры» («Fulcrum» код НАТО) представлял серьёзную постоянную угрозу для западных военно-воздушных сил. После воссоединения Германии в результате окончания «холодной войны» своего рода главенствующее государство сил НАТО унаследовало флот МиГ-29 от Восточной Германии. Западные эксперты принялись тщательно изучать русский самолёт в ангарах и на учениях следующие десять лет.

По результатам исследований обнаружились следующие преимущества воздушной машины:

  • исключительно мощная тяга,
  • практичная вооруженность,
  • высокая маневренность.

Также отметилась эффективно работающая система инфракрасного наведения в конструкциях ракет воздушного боя (Р-73), практически непревзойденная в бою. Этот самолёт показал явную конкурентоспособность по отношению к той же американской машине «F-16C».

Русские бомбомёты фулкрумы фоксхаунды западным взором: МиГ-29
Уникальная в своём роде воздушная машина — боевой самолёт класса «фулкрумов» в западной интерпретации, которая не даёт покоя многим военно-аналитическим структурам той же Британии

Современный вариант МиГ-29СМТ изначально готовился для экспорта в Алжир, будучи оснащённым модернизированной станцией РЛС Н010М «Жук-М». Однако модернизированная конструкция на 25% потребляет больше топлива по сравнению с МиГ-29С. Используется зонд дозаправки в полёте, применение современных высокоточных боеприпасов.

Между тем, в 2007 году Алжир отменил контракт после поступления первых русских машин в виду проблем, связанных с контролем качества. Поэтому российское Министерство обороны вынуждено было закупить 34 фактически ненужных самолётов МиГ 29СМТ для военных ВКС. Чуть  позже к этим трём десяткам добавили ещё 16 новых машин.

Основным пользователем самолётов выступает 116-й элитный учебно-боевой центр истребительной авиации – так называемое подразделение подготовки агрессоров ВКС. Именно этому подразделению поручено имитировать боевую авиацию и тактику противника на учениях против регулярных подразделений. Соответственно, пилоты получают значительно больше часов налёта по сравнению с другими (порядка 120 часов за год).

Недостатки русских фулкрумов «МиГ» и «Су»

Главными недостатками предыдущих вариантов МиГ-29 считалась недостаточная дальность полёта по причине малого запаса топлива и применения двигателей с большим расходом топлива. Конструкция МиГ-29СМТ решает проблему за счёт добавления дополнительной ёмкости, установленной в области фюзеляжа и большого съёмного бака под фюзеляжем.

Однако чистый эффект от дополнительного топлива и увеличения веса от модернизированной авионики и другого оборудования уничтожает главное преимущество. Этим преимуществом виделась исключительная тяга, вооруженность и маневренность. В результате МиГ-29СМТ представляет чуть менее дорогую технику, но значительно менее производительную, чем, к примеру, семейство:

  • Су-27СМ
  • Су-30,
  • Су-35.

Военно-морская авиация России эксплуатирует одноместные воздушные машины МиГ-29К и двухместные МиГ-29КУБ. Самолёты предназначены для применения в составе вооружений единственного в России авианосца «Адмирал Кузнецов». Сейчас авианосец находится на стадии переоборудования и ремонта как минимум до 2022 года. Причина — случайное затопление дока с последующим пожаром на борту судна.

Отмеченные самолёты предназначены для замены Су-33 военно-морского флота типа «Flanker», не оснащаемых системой высокоточных боеприпасов. Однако недавние боевые действия в Сирии отметились тем, что «Адмирал Кузнецов» имел на борту, как МиГ-29К, так и Су-33. Обе машины потерпели аварию в Средиземном море при посадке на палубу.

Производная семейства русских фулкрумов – самолёт МиГ-35

Последней производной семейства «Fulcrum» выступает лёгкий истребитель МиГ-35. Самолёт разработан на базе морского одноместного аппарата МиГ-29К и двухместного МиГ-29КУБ с большим количеством узлов подвески под крыльями и заявленной РЛС AESA – «Жук-АМ». Однако небольшая начальная партия для ВКС поставлена без наличия РЛС AESA по причине проблем серийного производства. Пока что остаётся под вопросом установка на боевую платформу полноценной системы РЛС AESA.

Русские бомбомёты фулкрумы фоксхаунды западным взором: Су-35БМ
Становится очевидной нескрываемая зависть западных аналитиков разных мастей, когда последним приходится анализировать конструкцию такого вот красавца, каким выглядит в небе русский Су-35БМ

Дополнительные логистические расходы, связанные с эксплуатацией небольших флотов разных типов, существенно снижают привлекательность заказов на МиГ-29 и последующий вариант МиГ-35 для ВКС. Армейские структуры вполне довольствуются Су-30СМ и Су-35С (уже действующее серийное производство).

Как результат: для нужд ВКС на данный момент сделан заказ только на 50 МиГ-29СМТ и шесть МиГ-35. Так российские власти, по мнению аналитиков Запада, осуществляют политику поддержки промышленности с целью сохранить бизнес Микояна и улучшить экспортные перспективы этого типа техники.

МиГ-31 – «британская гончая» в русском исполнении

Русский самолёт МиГ-31, котируемый в западной кодировке «Foxhound», представляет уникальную категорию боевых воздушных машин. Это мощный быстрый истребитель-перехватчик, предназначенный для патрулирования обширных участков воздушного пространства. При этом патрулирование выполняется на больших высотах.

Эта воздушная машина класса «Фоксхаунд» спроектирована с учётом использования пары мощных двигателей, а также мощной РЛС «Заслон-М» типа PESA. Предусматривается применение ракет дальнего действия «Р-33» или «Р-37М». Цель комбинации ракетного вооружения — обеспечение глубокой воздушной обороны России от потенциальных угроз. Например, против низколетящих крылатых ракет.

Между тем, русский истребитель МиГ-31 лишён возможности защиты от радарного обнаружения. Но в качестве своего рода компенсации имеет возможность обнаруживать и отслеживать крылатые ракеты и другие сложные цели с помощью радиолокационных методов. Причём эффективно делает эту работу даже в условиях применения противником мощных средств радиоэлектронной борьбы.

Также следует отметить эффективную дальность поражения ракет истребителей противника. Последний вариант воздушной машины МиГ-31БМ, согласно мнению аналитиков, получил значительно улучшенные линии передачи данных. Эта модернизация позволяет полноценно работать с российскими наземными комплексами ПВО.

Полёт истребителя МиГ-31БМ выполняется на очень больших высотах за передовыми элементами российского комплекса ПВО, чем обеспечивается дальнобойное целевое указание по каналу передачи данных на низколетящие цели. Таковые сложно определить наземными датчиками по причинам изменяющегося рельефа местности.

Правда, есть основания полагать, что даже будучи модернизированными, линии передачи данных и системы управления МиГ-31БМ всё еще имеют проблемы в плане надёжности. Это обусловлено базовой разработкой конца 1970-х годов, которая остаётся в конструкциях.

Ключевое звено российской сети ПВО

Выступая ключевым звеном российской сети ПВО, русский «Фоксхаунд» также получил модернизированную современную электронику. Вооружённые ракетами двухсоткилометровой дальности, машины представляют значительную угрозу для тактической авиации и самолётов-носителей на дальние дистанции.

Внедрённый в конструкции радар «Заслон-М» специально оптимизирован для обнаружения и поражения крылатых ракет и не только. Установка делает семейство МиГ-31 потенциально серьезной угрозой для других западных возможностей, которые полагаются на полёты ракет на очень малых высотах.

Русские бомбомёты фулкрумы фоксхаунды западным взором: МиГ-31
Ещё одна уникальная и оригинальная в своём роде разработка русской боевой техники: МиГ-31, анализируя которую британские специалисты типа «Bellingcat» уже испытывают страх перед инопланетным вторжением

Парк русских машин из 10 МиГ-31БП (МиГ-31К) способен нести и запускать гиперзвуковую ракету Х-47М2 «Кинжал» (кодировка НАТО «AS-24 Killjoy»). Эта ракета способна обходить все известные и существующие ныне системы противоракетной обороны. Русская ракета «Кинжал» предназначена для уничтожения хорошо защищённых целей:

  • авианосцев,
  • командных центров,
  • логистических узлов и прочих,

далеко за пределами 1000 км от района запуска. МиГ-31БП также способны нести противоспутниковые ракеты.

И всё же, несмотря на всю мощь русского «Фоксхаунда», этот самолёт остаётся уязвимым для современных истребителей, способных приближаться до эффективной дальности поражения ракетами. Очевидный момент – русский «Фоксхаунд» выделяется огромным радиолокационным сечением, тепловой и визуальной сигнатурой и лишён высокой маневренностью уклонения от ракет.

Сомнительные характеристики РЛС «Заслон-М» бессильны против платформ «VLO», например, американских «F-22» и «F-35». То есть фактически эти платформы способны выйти на эффективную дальность действия ракетами «AMRAAM». Угрозу российскому самолёту представляют также истребители «Eurofighter Typhoon», «Dassault Rafale», «Saab Gripen».


При помощи информации: RUSI