Согласно констатации западных экспертов разного уровня, появление самолёта «F-22 Raptor» в 2005 году резко поменяло расклад сил. На поле боя американцы вывели истребитель, полностью превосходящий все российские, включая боевые самолёты Су-57 (опять же характеристика западных аналитиков). Благодаря сочетанию свойств невидимости, мощной радиолокации и непревзойденным аэродинамическим характеристикам, эта воздушная машина стала иконой Америки.
СТРУКТУРА СТАТЬИ :
- 1 Боевые самолёты Су-57 против машин НАТО
- 1.1 Экспертный взгляд на боевые самолёты Су-57
- 1.2 Трудности военно-промышленного производства России
- 1.3 Отсутствие высококачественной микроэлектронной базы
- 1.4 Создание сенсоров авионики и специальных вооружений
- 1.5 Финансы русского производства аналитиками НАТО
- 1.6 Разработки боевой авиации следующего поколения
Боевые самолёты Су-57 против машин НАТО
Армейские структуры России вполне осведомлены относительно программы «F-22 Raptor». Поэтому в качестве своеобразного ответа появился русский боевой истребитель Су-57. По сути, полностью сопоставимая с «американцем» боевая воздушная техника, представляющая модификацию конструкции типа «Flanker». Форма российского самолёта сводит на нет фронтальный аспект RCS X-диапазона при сохранении высокой маневренности.
Специалисты западного «фронта» рассматривают русский Су-57 гибридом конструкции, сочетающей черты американского истребителя «F-22 Raptor» и семейства самолётов Су-27/35 «Flanker». По мнению специалистов НАТО, русский истребитель Су-57 содержит источники радиолокационных отражений:
- движущиеся управляющие поверхности,
- механику передней кромки,
- строение фонаря кабины,
- заборные секции вертикальных стабилизаторов,
- датчик перед фонарём,
которые оказывают негативное влияние по фактору радиолокационного обнаружения. По причине смешанной формы крыла «сплющенного фланкера» в сочетании с парой большеразмерных центральных отсеков вооружения, создаётся дефицит места под «s-образную кривую», скрывающую грани.
Такие особенности видятся результатом сравнительно малого опыта русских инженеров в области проектирования и строительства боевых самолётов-невидимок. Плюс играют свою негативную роль бюджетные ограничения. Недостаток финансов, наряду с ограниченными производственными допусками и проблемами контроля качества, означают одно. Эффективная поверхность рассеяния (RCS) истребителя Су-57 как минимум на порядок больше, чем у «F-35», и на несколько порядков больше, чем у «F-22».
Вместе с тем истребитель Су-57, нужно признать, обнаружить сложнее, чем другие действующие российские боевые самолёты. Затруднено обнаружение радаром благодаря трапециевидному крылу с уменьшенной поверхностью рассеяния. Также свою роль играет менее наклоняемый цельноповоротный вертикальный стабилизатор, как это отмечается в семействе «Flanker».
Дополнительно экранированию помогает наличие внутреннего лафета и расположенная под углом главная радиолокационная решётка, чем дополнительно снижается фактор отражения сигнала.
Экспертный взгляд на боевые самолёты Су-57
Серийный аппарат Су-57 дополняет набор сенсоров, который существенно отличается от наборов предыдущих российских истребителей. Основной радар истребителя Н036 «Белка» имеет решётку «AESA» X-диапазона, плюс две меньших боковых решётки X-диапазона с каждой стороны. Такая конфигурация обеспечивает более обширное поле обзора.
Конструкцией поддерживается блокировка маршрута одиночной цели (STT — Single-Target Track) и тактическая система предупреждения (TWS — Tactical Warning System). В момент ракетной атаки самолёт летит фактически под углом 90° относительно курса цели, затрудняя огневую атаку противнику. Радары не способны захватить цель по причине малого доплеровского сдвига.
Помимо всего прочего, истребитель Су-57 имеет инновационную решетку N036L-1-01 L-диапазона, установленной в передней кромке каждого крыла. Это устройство служит для повышения ситуационной осведомлённости относительно высокоточного вооружения вражеских самолётов. Предназначено для уклонения от радаров X- и Ku-диапазонов.
Таким образом, с точки зрения имеющейся электроники, русский самолёт Су-57 обеспечивает пилотов куда большими возможностями в плане ситуационной осведомленности. Особенно актуально это в отношении самолётов высокого полёта. Однако специалисты НАТО озабочены парой важных вопросов, на которые не могут найти ответа.
- Удалось ли российским инженерам заставить успешно работать инновационные радиолокационные системы на самолёты Су-57 и формировать единую картину ситуационной осведомленности без взаимного вмешательства или дублирования контактов?
- Существуют ли у радиолокационной системы самолёта Су-57 действительно надёжные функции низкой вероятности перехвата (LPI) / импульсно-доплеровский сигнал с низкочастотным повторением импульсов (LPD)?
Трудности военно-промышленного производства России
Российская промышленность столкнулась с явными трудностями при внедрении ранее применяемых радиолокационных станций с одной антенной решеткой для истребителей, например, «Жук-АМ» для МиГ-35. Также отмечалось отсутствие компактных антенных решёток с автоматическим электронным сканированием (AESA) для вооруженных сил России в целом.
Поэтому многоцелевой комплекс на самолёты Су-57 из серии AESA наверняка находится на стадии разработки до сего дня. То же самое можно сказать и об антенных решётках L-диапазона, монтируемых в крыльях, несмотря на период холодной войны, когда Советский Союз успешно разрабатывал радиолокаторы метрового и дециметрового диапазонов для наземных применений.
Фактически российская промышленность имеет гораздо более устоявшуюся родословную СССР в этой области, чем нечто инновационное и современное. Однако дорогостоящая конструкция «F-35», объединяющая множество датчиков, свидетельствует о том, насколько являются сложными:
- автоматические перекрёстные метки,
- перекрёстные ссылки,
- объединение данных,
воспринимаемых с нескольких различных типов датчиков даже для продукта «Lockheed Martin». И это несмотря на умопомрачительный американский бюджет, большой опыт разработки и производственные мощности истребителя пятого поколения.
Отсутствие высококачественной микроэлектронной базы
Специалисты НАТО уверены — российская промышленность страдает от нехватки высококачественных микроэлектронных компонентов с момента введения западных санкций. Возврат Крыма дорого обходится русским. Но если бы Крым достался американским базам, насколько бы увеличились (или уменьшились) трудности русских, связанные с разработкой сложного комплекса датчиков с несколькими матрицами?
Для инженерной России, несомненно, также отсутствует практический опыт работы с радарами типа AESA. Остаются недостижимыми для инженеров России расширенные возможности LPI / LPD. Но ведь именно этих свойств достаточно для того, чтобы скрыть истребитель Су-57 от современных западных комплектов радиотехнической разведки (ESM — Electronic Support Measures).
В общем, русский «ястребок» Су-57 вовсе не является прямым конкурентом американского «орлана» F-22 (или даже китайского «J-20»), способным достичь превосходства в воздухе. Однако нужно признать, это одна из тех русских конструкций, которая устраняет большинство слабых мест семейства «Flanker» в современных ситуациях воздушного боя.
В частности, исключена большая сигнатура «Flanker», позволяющая легко обнаруживать самолёт на очень больших расстояниях. Новейшие западные бортовые радары типа AESA, такие как «APG-81» на «F-35» и «APG-63 (V) 3» на «F-15C», безусловно, обнаружат самолёты Су-57 с довольно больших расстояний. Настоящая боевая машина высокоточного боя не должна позволить ВКС соревноваться в условиях ситуационной осведомленности с новейшими американскими самолётами пятого поколения.
Создание сенсоров авионики и специальных вооружений
Преимущественно пассивное взаимодействие датчиков, где дальность обнаружения может быть относительно близкой для обеих сторон, исключительная маневренность Су-57 выигрывает. В сочетании с вместимостью внутреннего лафета для модернизированных ракет воздушного боя, дополненных активным радиолокационным наведением К-77М и К-74М2, истребитель представляет значительную угрозу для всех, но кроме «F-22» и «F-35».
Пожалуй, инженерам России удастся когда-нибудь довести до совершенства:
- комплект датчиков,
- двигатели и вооружение,
- возможности LPI / LPD,
- радары L-диапазона,
чтобы таки занять нишу где-то между модернизированными истребителями четвёртого поколения и настоящими истребителями пятого поколения.
Однако остаются серьёзными сомнения относительно масштабов производства самолётов Су-57 по причинам слабого финансирования, необходимого для создания сенсоров, авионики и специальных систем вооружения. После объявления в 2018 году об отложенном серийном производстве самолётов на неопределенный срок, российское правительство изменило курс в 2019 году.
В частности, заявлено о намерении произвести около сотни самолётов Су-57 к началу 2028 года. Президент Владимир Путин объявил сумму финансирования — 2,63 миллиарда долларов. Этих американских денег вполне хватит на сопутствующие расходы и производство. А не хватит, американский станок напечатает дополнительно.
Финансы русского производства аналитиками НАТО
Эксперты НАТО считают выделенную сумму из бюджета на постройку истребителей Су-57 явно недостаточной. Легко посчитать (исходя из количества заказов на 76 машин), что стоимость единицы составит около $34 млн. Это значительно меньше, чем требуют модернизированные варианты американских «Flanker».
Судя по всему, суммой $2,63 млрд. покроют лишь начальный транш. Оставшимся самолётам из 76 машин придётся бороться за расширенное финансирование в рамках общего бюджета, выделенного на модернизацию вооруженных сил России.
Кроме того, двигатели «Сатурн Изделие 30», предназначенные для серийного истребителя Су-57, по мнению западных экспертов, не готовы к производству. На данный момент единственный прототип «Изделие 30» прошел лётные испытания вместе с двигателем малой тяги АЛ-41Ф.
Большие надежды русскими возлагались на экспортный успех, помогающий финансировать разработки и сокращать удельные затраты. Но пока что ни одна страна не подписалась конкретно. Будучи давним партнёром России, та же Индия вышла из программы совместной разработки истребителей пятого поколения на базе Су-57 в 2018 году.
Причиной, как заявляют эксперты, стали опасения по поводу характеристик малозаметности российского самолёта, а также проблемы с правами на передачу информации о программном обеспечении. Несмотря на слухи относительно алжирской или турецкой сделок по самолёту, эти соглашения до сего дня не материализовались.
Даже если все 76 заявленных боевых машин закажут в России, к концу 2020 года войска будут эксплуатировать значительно меньше ста истребителей Су-57. К тому же вероятность того, что датчики, авионика и двигатели станут до конца совершенными, сомнительна без значительных успехов в экспорте. Такую судьбу пророчат русским западные эксперты разного уровня и званий.
Разработки боевой авиации следующего поколения
Помимо Су-57 потенциально значимой разработкой для российской боевой авиации следующего поколения рассматривается БЛА Су-70 или просто – «Охотник-Б» за американскими «Рапторами».
Беспилотный летательный аппарат Су-70 продемонстрировали в 2019 году. Аппарат совершил серию удачных испытательных полётов, включая одну миссию в паре с Су-57. Демонстрация потенциала совместной тактики пилотируемого и беспилотного взаимодействия также прошла без нареканий.
Беспилотный летательный аппарат, типичный Су-70, из серии разработок США, Великобритании, Франции и Китая, представляет собой бесхвостую конструкцию, дополненную смешанным крылом и корпусом. То есть имеет место усовершенствованная разведывательная система обнаружения и распознавания целей (ISTAR — Improved Scout Target Acquisition and Recognition).
Отмечаются примечательные особенности в глазах западных экспертов на русский «Охотник»:
- используется стандартный выхлоп серии AL-31F,
- заторможенный поток воздуха,
- датчики тестовых испытаний,
- неудобный фронтальный воздушный забор.
Все эти детали видятся проблематичными с точки зрения всесторонней калибровочной сферы РЛС (RCS — Radar Calibration Sphere). Тем не менее, инженеры корпорации «Сухой» хорошо осведомлены о требованиях относительно превращения Су-70 в настоящий БПЛА. Остаётся только достичь состояния выполнить эти требования для проникновения в защищенное воздушное пространство.
Как отмечают эксперты НАТО, российская промышленность всеми силами пытается угнаться за американским и китайским прогрессом в области передовой автоматизации полётов. Соответственно, заставить Су-70 надежно функционировать в бою может оказаться для русских сложнее, чем создать оригинальный дизайн планера.
Согласно имеющимся сведениям, в мае 2020 года российский бомбардировщик нового поколения ПАК ДА перешёл на фазу производства опытного образца. Однако бомбардировщик класса американского «В-2» — это чрезвычайно сложная задача. Поэтому также как и с производством Су-57 и Су-70, российская промышленность, вероятно, столкнётся с трудностями в течение следующего десятилетия.
Производство прототипа видится вполне вероятным, но это не гарантия того, что промышленные и технологические возможности действительно позволят разработать надежный в эксплуатации серийный самолёт.
При помощи информации: RUSI