Российские боевые самолёты Су-57 генерация силы

Российские боевые самолёты Су-57 генерация силы

Согласно констатации западных экспертов разного уровня, появление самолёта «F-22 Raptor» в 2005 году резко поменяло расклад сил. На поле боя американцы вывели истребитель, полностью превосходящий все российские, включая боевые самолёты Су-57 (опять же характеристика западных аналитиков). Благодаря сочетанию свойств невидимости, мощной радиолокации и непревзойденным аэродинамическим характеристикам, эта воздушная машина стала иконой Америки.

Боевые самолёты Су-57 против машин НАТО

Армейские структуры России вполне осведомлены относительно программы «F-22 Raptor». Поэтому в качестве своеобразного ответа появился русский боевой истребитель Су-57. По сути, полностью сопоставимая с «американцем» боевая воздушная техника, представляющая модификацию конструкции типа «Flanker». Форма российского самолёта сводит на нет фронтальный аспект RCS X-диапазона при сохранении высокой маневренности.

Специалисты западного «фронта» рассматривают русский Су-57 гибридом конструкции, сочетающей черты американского истребителя «F-22 Raptor» и семейства самолётов Су-27/35 «Flanker». По мнению специалистов НАТО, русский истребитель Су-57 содержит источники радиолокационных отражений:

  • движущиеся управляющие поверхности,
  • механику передней кромки,
  • строение фонаря кабины,
  • заборные секции вертикальных стабилизаторов,
  • датчик перед фонарём,

которые оказывают негативное влияние по фактору радиолокационного обнаружения. По причине смешанной формы крыла «сплющенного фланкера» в сочетании с парой большеразмерных центральных отсеков вооружения, создаётся дефицит места под «s-образную кривую», скрывающую грани.

Российские боевые самолёты Су-57 и американский истребитель F-22 Raptor
Вот таким выглядит в небе, в режиме совершения боевого полёта, самый мощный и современный по мнению американских аналитиков истребитель F-22 Raptor

Такие особенности видятся результатом сравнительно малого опыта русских инженеров в области проектирования и строительства боевых самолётов-невидимок. Плюс играют свою негативную роль бюджетные ограничения. Недостаток финансов, наряду с ограниченными производственными допусками и проблемами контроля качества, означают одно. Эффективная поверхность рассеяния (RCS) истребителя Су-57 как минимум на порядок больше, чем у «F-35», и на несколько порядков больше, чем у «F-22».

Вместе с тем истребитель Су-57, нужно признать, обнаружить сложнее, чем другие действующие российские боевые самолёты. Затруднено обнаружение радаром благодаря трапециевидному крылу с уменьшенной поверхностью рассеяния. Также свою роль играет менее наклоняемый цельноповоротный вертикальный стабилизатор, как это отмечается в семействе «Flanker».

Дополнительно экранированию помогает наличие внутреннего лафета и расположенная под углом главная радиолокационная решётка, чем дополнительно снижается фактор отражения сигнала.

Экспертный взгляд на боевые самолёты Су-57

Серийный аппарат Су-57 дополняет набор сенсоров, который существенно отличается от наборов предыдущих российских истребителей. Основной радар истребителя Н036 «Белка» имеет решётку «AESA» X-диапазона, плюс две меньших боковых решётки X-диапазона с каждой стороны. Такая конфигурация обеспечивает более обширное поле обзора.

Конструкцией поддерживается блокировка маршрута одиночной цели (STT — Single-Target Track) и тактическая система предупреждения (TWS — Tactical Warning System). В момент ракетной атаки самолёт летит фактически под углом 90° относительно курса цели, затрудняя огневую атаку противнику. Радары не способны захватить цель по причине малого доплеровского сдвига.

Помимо всего прочего, истребитель Су-57 имеет инновационную решетку N036L-1-01 L-диапазона, установленной в передней кромке каждого крыла. Это устройство служит для повышения ситуационной осведомлённости относительно высокоточного вооружения вражеских самолётов. Предназначено для уклонения от радаров X- и Ku-диапазонов.

Российские боевые самолёты Су-57 один из вариантов конструкции
Вот таким выглядит русский самолёт-истребитель Су-57, фактически визуально мало чем отличающийся от американской машины, но технические отличия, несомненно, имеются

Таким образом, с точки зрения имеющейся электроники, русский самолёт Су-57 обеспечивает пилотов куда большими возможностями в плане ситуационной осведомленности. Особенно актуально это в отношении самолётов высокого полёта. Однако специалисты НАТО озабочены парой важных вопросов, на которые не могут найти ответа.

  1. Удалось ли российским инженерам заставить успешно работать инновационные радиолокационные системы на самолёты Су-57 и формировать единую картину ситуационной осведомленности без взаимного вмешательства или дублирования контактов?
  2. Существуют ли у радиолокационной системы самолёта Су-57 действительно надёжные функции низкой вероятности перехвата (LPI) / импульсно-доплеровский сигнал с низкочастотным повторением импульсов (LPD)?

Трудности военно-промышленного производства России

Российская промышленность столкнулась с явными трудностями при внедрении ранее применяемых радиолокационных станций с одной антенной решеткой для истребителей, например, «Жук-АМ» для МиГ-35. Также отмечалось отсутствие компактных антенных решёток с автоматическим электронным сканированием (AESA) для вооруженных сил России в целом.

Поэтому многоцелевой комплекс на самолёты Су-57 из серии AESA наверняка находится на стадии разработки до сего дня. То же самое можно сказать и об антенных решётках L-диапазона, монтируемых в крыльях, несмотря на период холодной войны, когда Советский Союз успешно разрабатывал радиолокаторы метрового и дециметрового диапазонов для наземных применений.

Фактически российская промышленность имеет гораздо более устоявшуюся родословную СССР в этой области, чем нечто инновационное и современное. Однако дорогостоящая конструкция «F-35», объединяющая множество датчиков, свидетельствует о том, насколько являются сложными:

  • автоматические перекрёстные метки,
  • перекрёстные ссылки,
  • объединение данных,

воспринимаемых с нескольких различных типов датчиков даже для продукта «Lockheed Martin». И это несмотря на умопомрачительный американский бюджет, большой опыт разработки и производственные мощности истребителя пятого поколения.

Отсутствие высококачественной микроэлектронной базы

Специалисты НАТО уверены — российская промышленность страдает от нехватки высококачественных микроэлектронных компонентов с момента введения западных санкций. Возврат Крыма дорого обходится русским. Но если бы Крым достался американским базам, насколько бы увеличились (или уменьшились) трудности русских, связанные с разработкой сложного комплекса датчиков с несколькими матрицами?

Для инженерной России, несомненно, также отсутствует практический опыт работы с радарами типа AESA. Остаются недостижимыми для инженеров России расширенные возможности LPI / LPD. Но ведь именно этих свойств достаточно для того, чтобы скрыть истребитель Су-57 от современных западных комплектов радиотехнической разведки (ESM — Electronic Support Measures).

Российские боевые самолёты Су-57 и пример оснащения электроникой
Пример оснащения современного истребителя: 1 — авионика дальнего истребителя перехватчика; 2 — фронтальная антенна предупреждения о ракетном нападении; 3 — буксируемая ЛЦ; 4 — задняя антенна предупреждения о ракетном нападении; 5 — автомат сбрасывания дипольных отражателей + ИК ловушек; 6 — автомат пуска ракеты по данным пеленга; 7 — элемент радиоэлектронной маскировки

В общем, русский «ястребок» Су-57 вовсе не является прямым конкурентом американского «орлана» F-22 (или даже китайского «J-20»), способным достичь превосходства в воздухе. Однако нужно признать, это одна из тех русских конструкций, которая устраняет большинство слабых мест семейства «Flanker» в современных ситуациях воздушного боя.

В частности, исключена большая сигнатура «Flanker», позволяющая легко обнаруживать самолёт на очень больших расстояниях. Новейшие западные бортовые радары типа AESA, такие как «APG-81» на «F-35» и «APG-63 (V) 3» на «F-15C», безусловно, обнаружат самолёты Су-57 с довольно больших расстояний. Настоящая боевая машина высокоточного боя не должна позволить ВКС соревноваться в условиях ситуационной осведомленности с новейшими американскими самолётами пятого поколения.

Создание сенсоров авионики и специальных вооружений

Преимущественно пассивное взаимодействие датчиков, где дальность обнаружения может быть относительно близкой для обеих сторон, исключительная маневренность Су-57 выигрывает. В сочетании с вместимостью внутреннего лафета для модернизированных ракет воздушного боя, дополненных активным радиолокационным наведением К-77М и К-74М2, истребитель представляет значительную угрозу для всех, но кроме «F-22» и «F-35».

Пожалуй, инженерам России удастся когда-нибудь довести до совершенства:

  • комплект датчиков,
  • двигатели и вооружение,
  • возможности LPI / LPD,
  • радары L-диапазона,

чтобы таки занять нишу где-то между модернизированными истребителями четвёртого поколения и настоящими истребителями пятого поколения.

Однако остаются серьёзными сомнения относительно масштабов производства самолётов Су-57 по причинам слабого финансирования, необходимого для создания сенсоров, авионики и специальных систем вооружения. После объявления в 2018 году об отложенном серийном производстве самолётов на неопределенный срок, российское правительство изменило курс в 2019 году.

В частности, заявлено о намерении произвести около сотни самолётов Су-57 к началу 2028 года. Президент Владимир Путин объявил сумму финансирования — 2,63 миллиарда долларов. Этих американских денег вполне хватит на сопутствующие расходы и производство. А не хватит, американский станок напечатает дополнительно.

Финансы русского производства аналитиками НАТО

Эксперты НАТО считают выделенную сумму из бюджета на постройку истребителей Су-57 явно недостаточной. Легко посчитать (исходя из количества заказов на 76 машин), что стоимость единицы составит около $34 млн. Это значительно меньше, чем требуют модернизированные варианты американских «Flanker».

Судя по всему, суммой $2,63 млрд. покроют лишь начальный транш. Оставшимся самолётам из 76 машин придётся бороться за расширенное финансирование в рамках общего бюджета, выделенного на модернизацию вооруженных сил России.

Кроме того, двигатели «Сатурн Изделие 30», предназначенные для серийного истребителя Су-57, по мнению западных экспертов, не готовы к производству. На данный момент единственный прототип «Изделие 30» прошел лётные испытания вместе с двигателем малой тяги АЛ-41Ф.

Большие надежды русскими возлагались на экспортный успех, помогающий финансировать разработки и сокращать удельные затраты. Но пока что ни одна страна не подписалась конкретно. Будучи давним партнёром России, та же Индия вышла из программы совместной разработки истребителей пятого поколения на базе Су-57 в 2018 году.

Причиной, как заявляют эксперты, стали опасения по поводу характеристик малозаметности российского самолёта, а также проблемы с правами на передачу информации о программном обеспечении. Несмотря на слухи относительно алжирской или турецкой сделок по самолёту, эти соглашения до сего дня не материализовались.

Даже если все 76 заявленных боевых машин закажут в России, к концу 2020 года войска будут эксплуатировать значительно меньше ста истребителей Су-57. К тому же вероятность того, что датчики, авионика и двигатели станут до конца совершенными, сомнительна без значительных успехов в экспорте. Такую судьбу пророчат русским западные эксперты разного уровня и званий.

Разработки боевой авиации следующего поколения

Помимо Су-57 потенциально значимой разработкой для российской боевой авиации следующего поколения рассматривается БЛА Су-70 или просто – «Охотник-Б» за американскими «Рапторами».

Беспилотный летательный аппарат Су-70 продемонстрировали в 2019 году. Аппарат совершил серию удачных испытательных полётов, включая одну миссию в паре с Су-57. Демонстрация потенциала совместной тактики пилотируемого и беспилотного взаимодействия также прошла без нареканий.

Беспилотный летательный аппарат, типичный Су-70, из серии разработок США, Великобритании, Франции и Китая, представляет собой бесхвостую конструкцию, дополненную смешанным крылом и корпусом. То есть имеет место усовершенствованная разведывательная система обнаружения и распознавания целей (ISTAR — Improved Scout Target Acquisition and Recognition).

Отмечаются примечательные особенности в глазах западных экспертов на русский «Охотник»:

  • используется стандартный выхлоп серии AL-31F,
  • заторможенный поток воздуха,
  • датчики тестовых испытаний,
  • неудобный фронтальный воздушный забор.

Все эти детали видятся проблематичными с точки зрения всесторонней калибровочной сферы РЛС (RCS — Radar Calibration Sphere). Тем не менее, инженеры корпорации «Сухой» хорошо осведомлены о требованиях относительно превращения Су-70 в настоящий БПЛА. Остаётся только достичь состояния выполнить эти требования для проникновения в защищенное воздушное пространство.

Как отмечают эксперты НАТО, российская промышленность всеми силами пытается угнаться за американским и китайским прогрессом в области передовой автоматизации полётов. Соответственно, заставить Су-70 надежно функционировать в бою может оказаться для русских сложнее, чем создать оригинальный дизайн планера.

Согласно имеющимся сведениям, в мае 2020 года российский бомбардировщик нового поколения ПАК ДА перешёл на фазу производства опытного образца. Однако бомбардировщик класса американского «В-2» — это чрезвычайно сложная задача. Поэтому также как и с производством Су-57 и Су-70, российская промышленность, вероятно, столкнётся с трудностями в течение следующего десятилетия.

Производство прототипа видится вполне вероятным, но это не гарантия того, что промышленные и технологические возможности действительно позволят разработать надежный в эксплуатации серийный самолёт.


При помощи информации: RUSI