Подводная лодка Ростов-на-Дону 656.3 Варшавянка

Подводная лодка Ростов-на-Дону 656.3 Варшавянка

Относительно новая водная машина века, созданная российскими инженерами, если судить по дате спуска судна на воду, – летом 2014 года. Тем не менее, подводная лодка Ростов-на-Дону, построенная судостроителями «Адмиралтейских верфей» России, демонстрирует на практике уникальные ходовые качества. Функционал «бесшумность» субмарины — исключительная редкость для многих современных кораблей аналогичного типа, построенных за рубежом.

Подводная лодка Ростов-на-Дону + видимость в натуре

Не так давно (вначале весны 2021 года) мировая пресса озадачилась событием, связанным с деятельностью подводного флота России. Вышедшая на задание в Средиземное море субмарина проекта «Варшавянка», в буквальном смысле, – исчезла с радаров противолодочных армейских кораблей НАТО.

При этом подводная лодка Ростов-на-Дону и экипаж субмарины успешно продолжали поддерживать радиосвязь с командованием ВМФ России. На российских локаторах корабль наблюдали без проблем.

Сильно взволнованные представители служб НАТО никак не смогли объяснить причину «исчезновения», тогда как российские военные отметили этот момент малым уровнем шумов корабля. Действительно, судя по техническим характеристикам, подводная лодка Ростов-на-Дону и аналогичные субмарины проекта «Варшавянка» отличаются низкими показателями шумов в режиме рабочего хода.

Обзор субмарин проекта «Варшавянка» для обывателя

Конечно же, такие новые водные машины, какой выступает подводная лодка Ростов-на-Дону, не являются предметом тщательного изучения. Фактор секретности конструкции военного назначения остаётся в силе. Тем не менее, некоторые отдельные детали и параметры корабля всё-таки доступны для общего обзора. Рассмотрим доступные детали для лучшего представления субмарины как таковой.

По классу назначения и типу исполнения российская субмарина проекта «Варшавянка» относится к разряду многоцелевых дизель-электрических подводных машин. Если брать классификацию той же группы армий НАТО, речь идёт о судах, подпадающих под  классификацию «Improved Kilo».

Подводная лодка Ростов-на-Дону и аналог класса Improved Kilo
На картинке субмарина морской военной группы НАТО — фактически представляющая аналогичное исполнение российской субмарины проекта «Варшавянка»

Строительством уникальной российской субмарины занимались специалисты завода «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург). Разработчиком проекта выступил коллектив Центрального конструкторского бюро морской техники – «Рубин». Строительство корабля начиналось в 2011 году, а спустя три года, полностью завершённая подводная лодка Ростов-на-Дону вошла в состав группы Черноморского флота.

Конструкция показывает параметры надводного водоизмещения на уровне 2350 тонн, тогда как тот же параметр в подводных условиях приближается к значению 3950 тонн. Общий размер длины субмарины достигает 73,8 метров, по ширине корабль имеет размерность 9,9 метров. Параметр осадки составляет 6,2 метра.

Движительная установка подводной лодки Ростов-на-Дону

Конструкцию силового агрегата водной машины составляют две дизель-генераторные установки, мощностью по 1000 кВт каждая. Также используются:

  • электрический двигатель мощностью 5500 л.с. (главный);
  • электрический двигатель мощностью 190 л.с. (экономичного хода);
  • два электродвигателя на мощность 102 л.с. (резервные).

В качестве непосредственного движительного компонента силовой установки применяется низкооборотный винт на семь лопастей. При таком силовом оснащении российская малошумная подводная лодка Ростов-на-Дону обеспечивает скорость хода под водой до 20 узлов. При этом скоростные параметры надводного режима несколько снижены и составляют 10 – 17 узлов.

Отдельно следует отметить особенность исполнения конструкции силовой установки. Для отдельно взятых деталей генераторов и моторов применяются специфичные материалы, благодаря чему и достигается эффект «малого» шума. Этого эффекта вполне достаточно для того, чтобы корабль становился «трудно читаемым» на радарах противолодочных кораблей или иных средств обнаружения.

Кроме этого, проект 656.3 «Варшавянка» отличают ещё ряд технологичных подходов, которые позволяют в конечном итоге получить изделие явно уникальное по ходовым качествам и характеристикам. Эти же технологии позволяют изготовить корпусную часть субмарины, способную выдерживать давление на глубине 300 метров. Рабочая глубина лодки – 240 метров.

Системы вооружения подводной лодки Ростов-на-Дону

Обзор вооружений субмарины логично начать с установок ПЗРК (зенитная артиллерия). На корабле таких установок предусмотрено три типа:

  1. «Верба»
  2. «Игла-1»
  3. «Стрела-3М».

Первый ПЗРК рассчитан на работу против низколетящих целей. Причём работает успешно даже при условии использования тепловых отводящих ракет. Этот вид вооружения позволяет эффективно поражать современные крылатые ракеты, беспилотные аппараты и прочие цели с малым эффектом излучения.

Подводная лодка Ростов-на-Дону + вооружение крылатыми ракетами
Вот, примерно, такими крылатыми ракетами современного образца оснащается российская субмарина бесшумного хода — подводная лодка Ростов-на-Дону, производная «Адмиралтейских верфей» Санкт-Петербурга

Ракетный комплекс «Игла-1» — представитель систем вооружений Советской Армии, тем не менее, показавший на практике безупречную эффективную работу. Оснащается зенитными управляемым ракетами типа «9М313» и модернизированной вариацией – «9М313-1». Аналогичное вооружение НАТО представлено системой «SA-16 Gimlet».

Комплекс ПЗРК «Стрела-3М» представлен модернизированной ракетной установкой под использование ракет типа «9М36», оснащаемых головкой инфракрасного самонаведения + конического сканирования фазомодулированным сигналом. Если сравнивать с подобным вооружением НАТО, налицо аналог «SA-14 Gremlin».

Боевым ракетным оружием подводная лодка Ростов-на-Дону способна поражать цели, поставленные под выполняемую задачу. Набор такого вооружения субмарины представляют крылатые ракеты:

  • 3М14К
  • 3М54К
  • 3М54К-1
  • 91Р1
  • «Калибр-ПЛ».

Применение ракетного вооружения допустимо непосредственно из подводного положения корабля, что успешно подтверждено на практике ударами по незаконным вооружённым формированиям в Сирии.

Завершение обзора на уникальную русскую субмарину

Таким образом, российская субмарина проекта 656.3 «Варшавянка» представляет собой современную водную машину, конструкция которой остаётся непревзойдённой по отдельным параметрам до настоящего момента. Таких подводных лодок в составе ВМФ России несколько. Необходимо отметить – затраты на производство судов подобного типа относительно приемлемы, что позволяет производить машины дальше без особого напряжения.


При помощи информации: Рубин