Подвесные лодочные моторы: особенности обслуживания и эксплуатации

Подвесные лодочные моторы: особенности обслуживания и эксплуатации

Большая часть подвесных двигателей речных и морских лодок при надлежащем уходе практически не требуют глубокого техобслуживания, не считая периодического обслуживания и корректирования регулировки. Эксплуатируемые подвесные лодочные моторы допускают производство периодического обслуживания непосредственно владельцами лодок. Здесь предоставляется своего рода техническая помощь в таком деле. Большая часть процедур возможна без специальных инструментов. Под руками желательно иметь руководство пользователя на конкретный двигатель.

Общая информация на подвесные лодочные моторы

Источником энергии для многих используемых подвесных лодочных моторов, как правило, является поршневой двигатель внутреннего сгорания. Основное различие конструкций таких источников энергии заключается в способе воспламенения топливной смеси.

Топливная смесь, используемая на большинстве подвесных лодочных моторов, воспламеняется от электрической искры (принцип работы двигателя с циклом Отто). Но также существуют моторы (дизельные), где воспламенение осуществляется от температуры процесса сжатия.

Подвесной лодочный мотор за один полный оборот коленчатого вала завершает серию событий, необходимых для запуска. Этот процесс называется двухтактный цикл. Для двухтактного двигателя характерными являются пять событий, происходящие за два такта поршня или за один оборот коленчатого вала:

  1. Впуск (топливо + воздух).
  2. Сжатие смеси,
  3. Зажигание,
  4. Набор мощности,
  5. Выхлоп.

Сжатый топливный рабочий «заряд» формируется внутри цилиндра каждый раз, когда поршень достигает верхней мёртвой точки. Каждый ход поршня вниз считается рабочим ходом.

Подвесные лодочные моторы - разнообразие конструкций двигательных систем
Существует обширный ассортимент в плане разнообразия конструктивного исполнения движительных установок для малых речных и морских судов

Чтобы иметь рабочий ход, начальное давление поступающей топливно-воздушной смеси необходимо повысить до точки, несколько превышающей минимальное давление, существующее в области цилиндра. Иначе невозможной является свежая заправка топлива, что, по сути, ведёт к неработоспособности двигателя. Повышению давления способствует работа воздушного насоса или компрессора примерно того же объёма, что и объём цилиндра.

Конструктивно такой воздушный насос существует с минимумом дополнительных деталей, затрат или потерь на трение, за счёт использования противоположной стороны поршня и цилиндра. Такого типа двигатели, именуемые двигателями с картерной решёткой, практически повсеместно используются на лодках. В двигателе с продувкой картера, большая часть фрикционных деталей, требующих смазки, находится в системе впуска топлива.

Смазка осуществляется путём смешивания необходимого количества масла с топливом. Соответственно, небольшое количество масла в виде мелкодисперсного тумана втягивается в картер с каждой очередной заправкой топлива. Следует отметить, новое масло, введённое в картер, лишь восполняет потери. В целом же, необходимо, чтобы фрикционные детали хорошо смазывались ещё до запуска двигателя.

Подвесные лодочные моторы + техническое сервисное обслуживание
Техническое сервисное обслуживание требует любой подвесной лодочный мотор, особенно после длительного бездействия или при условиях эксплуатации в морской воде

Использование чрезмерного количества масла в топливной смеси приводит к следующим негативным моментам:

  • загрязнение электродов свечей зажигания,
  • чрезмерное накопление углерода,
  • снижение производительности.

Недостаток смазочного масла приводит к чрезмерному износу и сокращению срока службы подвесного лодочного мотора.

Подвесные лодочные моторы – практика обслуживания

Многие технические неисправности, что получают подвесные лодочные моторы, устранить намного проще, если обнаружить до момента нанесения серьёзного ущерба. Нередко главной причиной поломки лодочного мотора является полное отсутствие надлежащего обслуживания.

Поэтому ниже представлен перечень процедур, теоретически входящих в программу регулярного профилактического обслуживания подвесного лодочного мотора.

Обычно, обслуживание рекомендуется, когда лодка не эксплуатировалась продолжительное время (несколько месяцев). Соответственно, двигатель не работал долгое время, что требует процедур предварительного обслуживания:

  1. Снять свечи зажигания, очистить и установить надлежащий зазор между электродами. Заменить неисправные свечи. При установке свечей на подвесной лодочный мотор применить новые прокладки. Затяжку свечей выполнить с моментом, указанным в инструкции производителя.
  2. По уровнемеру масла коробки передач проверить уровень моторного масла.
  3. При необходимости тщательно очистить, отполировать поверхность двигателя. Загрунтовать голый металл анодирующей грунтовкой (например, хроматом цинка), после чего дополнительно покрыть морской эмалью.
  4. Проверить аккумулятор на уровень заряда и чистоту контактных клемм. Очистить и осмотреть кабели аккумуляторной батареи. Покрыть кабельные соединения консистентной смазкой с целью предотвращения коррозии.
  5. По возможности запустить подвесной лодочный мотор внутри испытательного водного резервуара перед тем, как установить на лодке. Проверить работу водяного насоса и термостата.

Подвесные лодочные моторы – сервис технический

Для сервисного технического обслуживания перечень процедур несколько расширен. В рамках этого процесса выполняется проверка, очистка, замена топливного фильтра, прокладок, свечей зажигания. Также проверяется состояние гребных винтов на подвесные лодочные моторы. В частности, степень износа, наличие сколов, трещин и прочих дефектов.

Подвесные лодочные моторы и свечи зажигания
Свечи зажигания, как показывает практика, выступают неоднозначными элементами в плане технических проблем для двигателей подвесного типа на малых судах

Плановым моментом здесь рассматривается и тестирование блока дистанционного управления, кабелей, проводов. Осуществляется проверка механизма рычага переключения передач, которым должен обеспечиваться лёгкий ход рычага во всём диапазоне переключений.

Выполняется проверка рычага дроссельной заслонки, ход которого должен быть плавным при переходе от точки малых оборотов холостого хода, до точки полного открытия (максимальная мощность двигателя). Все подвижные открытые элементы тросов управления необходимо смазать и отрегулировать степень натяжения, обеспечив плавность хода рычагов.

Аналогичной проверке подлежит рулевое управление на подвесные лодочные моторы, на отсутствие люфта и наличие достаточной смазки подвижных элементов. Все соединения карбюратора и магнето также следует смазать, применяя смазочный материал, рекомендуемый производителем. Проверить натяжение ремней привода магнето (генератора). При необходимости установить правильное натяжение.

Проверить работу термостата и водяного насоса. Подвесной лодочный мотор в состоянии нейтрального положения должен сбрасывать откачиваемую воду при температуре не выше 70°C. Проверить состояние и синхронизацию точек прерывания системы зажигания.

Отрегулировать карбюратор. Для многих подвесных лодочных моторов достаточно медленно поворачивать регулятор высокой скорости по часовой стрелке до момента, пока двигатель не утратит скорость. Затем выполнить те же действия против часовой стрелки (около 1/8 оборота), пока двигатель не вернётся к максимальному скоростному режиму.

На холостом ходу медленно повернуть регулятор низкой скорости по часовой стрелке до момента, пока двигатель не начнет резко наращивать обороты. Затем выполнить те же действия против часовой стрелки до момента, пока подвесной лодочный мотор не вернётся в режим холостого хода.

Подвесные лодочные моторы – установка на судне

Правильная высота транца и наклон двигателя – эти моменты имеют решающее значение для достижения оптимальной производительности. Если подвесные лодочные моторы устанавливаются слишком высоко, гребной винт работает в режиме «проскальзывания» и кавитирует с небольшой полезной мощностью.

Подвесные лодочные моторы + правильная установка двигателя на борту
Корректной установкой силового агрегата на борту судна определяются многие важные параметры, оказывающие влияние на ходовые качества

Если подвесные лодочные моторы слишком сильно заглублять, в момент тяги наблюдаются излишки брызг и, как правило, чрезмерное погружение судна в воду. Неправильный угол или наклон двигателя толкает нос (форштевень) вниз, замедляет ход лодки и способствует высокому расходу топлива.

Для большинства вариантов инсталляций подвесных лодочных моторов оптимальной видится установка, когда нижний блок находится в строго вертикальном положении на полном ходу лодки. Однако экспериментировать здесь вполне допустимо с целью получения наилучших результатов.

Подвесные лодочные моторы + выбор гребного винта

Критерии выбора гребного винта, как правило, не ставят в ступор потенциального владельца подвесного лодочного мотора. Если двигатель эксплуатируется в составе средней величины малолитражного катера, стандартной конфигурации гребного винта вполне достаточно.

Для условий, отличных от условий среднестатистических, скорее всего, придётся использовать гребной винт с другим шагом. Шаг гребного винта — это теоретическое расстояние, которое винт условно преодолевает за один полный оборот без проскальзывания, будучи погружённым в воду.

Увеличение шага гребного винта приводит к снижению частоты вращения на полном ходу. Соответственно, уменьшение шага гребного винта приводит к увеличению частоты вращения на полном ходу.

Подвесные лодочные моторы + выбор гребного винта
Гребной винт — одна из важнейших деталей подвесного двигателя, правильный подход к выбору которой определяет многие преимущественные моменты эксплуатации

Если используется судно большеразмерное и тихоходное, рекомендуется применять гребной винт с малым шагом. Соответственно, если судно лёгкое и быстроходное, здесь оптимальный выбор — большой шаг.

Важным моментом является использование гребного винта, который позволяет подвесному лодочному мотору вращаться в пределах номинального диапазона скоростей при полном открытии дроссельной заслонки.

Свечи зажигания и двигатели лодок морского назначения

Регулярное обслуживание свечей зажигания подвесных лодочных моторов видится важным моментом. Подвесные лодочные моторы демонстрируют на практике частые проблемы именно со свечами. Следует использовать только рекомендованные инструкцией свечи зажигания, регулярно очищать и регулировать зазоры электродов.

Фарфоровые изоляторы свечей необходимо стараться сохранять сухими. Рекомендуется всегда иметь запасной набор свечей зажигания. На случай замены свечи зажигания, рекомендуется использовать новую прокладку под свечу. Прокладка не только предотвращает потери давления при сжатии, но также обеспечивает поддержание расчётной температуры электрода свечи.

Если подвесные лодочные моторы используются в морской воде, этот вариант эксплуатации представляет особые проблемы и требует более тщательного ухода.

Алюминиевые сплавы, применяемые в конструкциях подвесных лодочных моторов, обладают высокой устойчивостью к коррозии. Однако алюминий очень чувствителен к гальваническому воздействию (электрический процесс осаждения атомов одного металла в растворе на поверхности другого металла).

Процесс окисления, конечно, исключается под водой, но вместе с тем активируется в условиях воздушно-влажной среды. Алюминиевые детали защищены от гальванизации путем анодирования (процесса покрытия металла твердой оболочкой из оксида алюминия).

Между тем, это покрытие является защитным только в том случае, если остаётся неповреждённым. Далее несколько советов по уходу за лодочными моторами, которые эксплуатируются в солёной (морской) воде.

  1. После каждого использования мотор извлечь из воды и промыть прохладной пресной водой. Промывать в течение 1-2 минут и не позднее 1-2 часов после работы в морской воде. Такой подход предотвратит образование соли внутри двигателя.
  2. По возможности периодически промывать подвесной лодочный мотор пресной водой, следуя рекомендациям производителя.
  3. Регулярно проверять наличие сколов и царапин. Не применять необрастающую краску, содержащую медь или ртуть, что ускоряет гальваническую коррозию.

Все алюминиевые детали следует защищать путём покрытия грунтовкой и слоем морской эмали для анодирования.