Лодка стеклопластиковая: как обслуживать и ремонтировать речное (морское) судно?

Лодка стеклопластиковая: как обслуживать и ремонтировать речное (морское) судно?

Достаточно широко применяются на практике стеклопластиковые суда, как речного назначения, так и морские. Годный для повседневного использования полиэстер, армированный стекловолокном, обычно не требует особого ухода, но этот момент вовсе не говорит о том, что лодка стеклопластиковая прослужит вечно.

Лодка стеклопластиковая – рекомендации на тему обслуживания

Износ и поглощение воды структурой стеклопластика оказывают влияние на срок службы судна. Поэтому владельцу важно уметь определить на поверхности корпуса лодки лёгкий косметический дефект и более серьезные структурные повреждения.

Лодка стеклопластиковая хорошего качества обладает явным преимуществом — не требует такого же ухода, как этого требует деревянная конструкция. Пластмасса, армированная стекловолокном, традиционно имеет гладкую блестящую поверхность, поэтому стеклопластиковую лодку можно защитить посредством хорошей полировки воском.

Восковая полироль отталкивает воду и помогает поддерживать чистоту поверхности корпуса судна. Полировка, однако, — нереальный вариант для грубых поверхностей, в частности – внутренних частей поверхности стеклопластиковой лодки.

Износ часто наиболее значительный проявляется в тех областях, где единственной защитой выступает слой верхнего покрытия. Важно следить за появлением новых порезов и царапин на поверхности корпуса судна. Любые такие участки следует осмотреть и временно закрыть, особенно если трещины глубокие.

Повреждение необходимо отремонтировать должным образом как можно быстрее. Ремонт предотвратит развитие более серьёзных структурных повреждений в результате усталости материала при продолжительном использовании судна.

Что делать в случае износа стеклопластика лодки?

Когда внешняя поверхность стеклопластиковой лодки значительно изнашивается, рекомендуется:

  • очистить,
  • обезжирить,
  • отшлифовать,

изношенные участки. Качественная обработка обеспечит хорошее сцепление с новым слоем верхнего покрытия или краски в случае нанесения.

Морская краска – одно из быстрых и краткосрочных решений, по сравнению с нанесением нового финишного покрытия. Краской, как правило, покрывают область лодки  выше ватерлинии.

Лодка стеклопластиковая - пример повреждения корпуса
Пример повреждения корпуса судна на внешней стороне. Такого рода повреждение допустимо устранить методом ремонта

Покраска лодки стеклопластиковой даёт глянцевую поверхность и легче отталкивает грязь. Однако гелькоут (гелькоат) позволяет создавать более толстое покрытие и в целом лучше сопротивляется механическому износу.

Когда стеклопластиковая лодка постоянно пребывает в воде, полиэфирный ламинат поглощает некоторое количество влаги. Гелькоут (финишное покрытие) не препятствуют водопоглощению. Это поглощение незаметно, но ламинат способен поглощать от 1,5 — 2% воды, утрачивая жёсткость структуры.

Что даёт долговременный контакт стеклопластиковой лодки с водой?

На протяжении 5 – 15 лет эксплуатации стеклопластиковой лодки химическая реакция ламината с водой способствует образованию гидролиза, что сравнимо с образованием ржавчины на стали. Скорость и степень гидролизации зависят от разных моментов:

  • сочетания водных условий,
  • окружающей температуры,
  • частоты использования судна,

а также от того, насколько хорошо проводился контроль качества при постройке лодки из стеклопластика.

Эффект водопоглощения, между тем, допустимо замедлено снизить, соответственно увеличивая срок службы лодки из пластика, если ламинат корпуса ниже ватерлинии обработать несколькими слоями эпоксидного барьерного покрытия. Однако покраску следует наносить на корпус нового судна, будучи ещё не спущенного на воду.

Противообрастающий материал, нанесённый на корпус стеклопластиковой лодки для уменьшения роста морских порослей, улучшает экономию топлива, но никак не влияет на эффект водопоглощения стеклопластиком.

Для рыбацких и рабочих лодок стеклопластиковых изготовление и поддержание глянцевой поверхности не всегда возможно. Однако следует иметь в виду — такие поверхности легче отталкивают воду и дольше противостоят износу.

Рассмотрим далее, как отремонтировать поврежденную лодку из стеклопластика, чтобы сохранить параметры прочности жёсткости, соответствующие оригиналу.

Как ремонтировать мелкие дефекты стеклопластика лодки?

Если внешнее покрытие изношено, порезано или поцарапано, но стеклопластик не подвергнут серьёзному истиранию, разумным видится прибегнуть к мелкому ремонту. Для проведения мелкого ремонта лодки применяется покрытие, приготавливаемое из следующих ингредиентов в указанных пропорциях:

  1. Гелькоут (0,5 л),
  2. Воск (20 мл),
  3. Перекись метилэтилкетона (10 мл).

Первый компонент списка – гелькоут, представляет собой гелеобразное вещество (по сути, это эпоксидная смола). Для выдержки правильного соотношения компонентов на случай приготовления ремонтной смеси, можно использовать простые доступные детали.

Пластиковую бутылку, обрезанную до половины литра (500 мл) и крышку такой бутылки. Крышка пластиковой бутылки вмещает, как правило, 5 мл. Правильное соотношение компонентов помогает достичь качественного отверждения ремонтного покрытия стеклопластиковой лодки.

Лодка стеклопластиковая и средства для обслуживания и ремонта
Достаточно обширный ассортимент средств на обслуживание и ремонт стеклопластиковых лодок доступен потенциальному владельцу судна

Если слой гелькоута получается недопустимо толстым и / или существующее повреждение недостаточно глубокое, чтобы считаться структурным повреждением, такой участок можно быстрее отремонтировать с помощью шпатлёвки.

Для замазки используется смесь с коллоидным диоксидом кремния, что предпочтительнее, или с дополнением талька, если таковой имеется. Состав на приготовление:

Гелькоут + Воск (4%) + Тальк / Кремнезём + Перекись метилэтилкетона (2%)

Количество талька / кремензёма зависит от требуемой консистенции (вязкости), подходящей для ремонта повреждённого участка стеклопластиковой лодки.

Для создания стойкой поверхности, сделанную шпатлёвку следует отшлифовать и добавить слой верхнего покрытия. На этом этапе внешний вид отверждённого финишного покрытия выглядит несколько грубоватым и тусклым.

Чтобы получить гладкую и блестящую поверхность, необходимо отшлифовать верхний слой мелкозернистой шкуркой (800 или мельче) с применением воды. После этого поверхность следует отполировать.

Стеклопластиковые лодки и ремонт структурных повреждений

Ремонт структурных повреждений лодок из стеклопластика видится более простым, чем ремонт судов, сделанных из других материалов. Однако в данном варианте ремонта важными факторами являются:

  • правильная подготовка места,
  • сухая рабочая среда,
  • правильная температура окружающего воздуха.

Идеальными следует рассматривать условия ремонта стеклопластиковой лодки в закрытом помещении. Этот вариант обеспечивает защиту рабочей зоны от дождя и солнца, плюс даёт стабильную температуру окружающей среды.

Лодка стеклопластиковая и выбор места для ремонта
Место, куда транспортируется лодка стеклопластиковая для обслуживания, и тем более для ремонта, во многом определяет качество производства работ

Если же работа в помещении невозможна, там, где проводится ремонт стеклопластиковой лодки, можно соорудить палатку или навес. Всё оборудование и оснащение судна, препятствующее доступу к повреждённому участку, необходимо удалить.

Для проведения работ использовать респиратор и защитные средства для глаз и ушей. Пыль – продукт шлифовки, следует удалять при помощи промышленного пылесоса или аналогичного инструмента.

Лодка стеклопластиковая — технологические моменты ламинирования

Первичное соединение — когда две поверхности соединяются непосредственно одна с другой, образуя химически однородный ламинат, не содержащий линий слабого соединения. Свежий полиэфирный ламинат образует на поверхности активные молекулы, которыми создаётся химическая связь — первичное сцепление.

Если не считать шлифовки неровностей и волокон с целью исключения дефектов и воздушных карманов в ламинате, свежий полиэфирный ламинат не требует какой-либо другой подготовки перед нанесением следующего слоя.

Как долго поверхность ламината остаётся активной, зависит от сочетания технических свойств смолы и температуры отверждения. Обычно для полиэфирной смолы достаточно 24-48 часов.

При обработке стеклопластиковой лодки среднего размера обычно достаточно только первичного склеивания. При обработке больших стеклопластиковых лодок требуется больше времени для завершения слоя ламината, что затрудняет работу в открытых временных окнах.

Лодка стеклопластиковая - пример производства мелкого ремонта
Выполнение мелкого ремонта корпуса судна, обусловленного появлением микротрещин в области на внутренней стороне корпуса

Тем не менее, достижение первичного склеивания между слоями основного корпуса имеет решающее значение. В большинстве случаев при ламинировании:

  • шпангоутов,
  • стрингеров,
  • переборок,

в конструкциях более крупных стеклопластиковых лодок требуемый результат достигается только вторичным соединением.

Старое покрытие из стеклопластика редко затвердевает полностью. В структуре долгое время остаются реактивные молекулы, которые при правильной шлифовке способны сцепляться с ремонтным составом.

Лёгкое протирание отшлифованного ламината стиролом непосредственно перед нанесением свежего полиэфирного ламината способствует улучшению свойства адгезии.

Выбор смолы для ремонта стеклопластиковых лодок

В целом, для ремонта стеклопластиковых лодок изофталевые полиэфирные, винилэфирные и эпоксидные смолы, считаются более предпочтительными, чем полиэфирные смолы общего назначения. Учитывая критерии:

  • прочности,
  • стоимости,
  • простоты обработки,

для большинства случаев производства ремонтных работ рекомендуются именно изофталевые полиэфирные и винилэфирные смолы.

Ламинаты, изготовленные из эпоксидной смолы, получаются обычно более прочными, но менее жёсткими. Эпоксидные смолы обладают высокой адгезией, имеют более длительный срок хранения, чем полиэфирные и виниловые эфиры.

Эти характеристики делают эпоксидную смолу идеальной для комплектов для аварийного ремонта. Поскольку эпоксидная смола не требует растворителей, поверхность исходного ламината не загрязняется и не даёт усадки при отверждении (меньшее натяжение).

Эпоксидные смолы не гидролизуются, поэтому учитывая:

  • хорошую адгезию,
  • низкую степень усадки,
  • высокое отношение удлинения к разрыву,

делает эпоксид более пригодным для работы в качестве первично склеенного ламината.

Вместе с тем, эпоксидные смолы не переносят плохое соотношение смешивания, а время схватывания не может быть сокращено или увеличено путём изменения количества отвердителя.

Кроме того, эпоксидная поверхность смолы не активируется стиролом. Поэтому любые дальнейшие ремонтные работы стеклопластиковой лодки должны выполняться только с использованием эпоксидной смолы.

Выбор арматуры для ремонта стеклопластиковой лодки

По возможности, при ремонте стеклопластиковой лодки рекомендуется использовать ту же арматуру, которая использовалась при постройке оригинального судна. Особенно актуальным становится такой подход, если ремонтируемая часть сильно нагружена и работает на проектных пределах.

Использование более лёгкого армирования позволит улучшить контакт с поверхностью, но важность этой особенности следует сопоставить с важностью использования оригинального армирования для максимальной поддержки.

Между тем, нужно помнить, что невозможно получить непрерывные волокна, прикрепляющие старый ламинат к новому, а прочность соединения будет зависеть исключительно от сцепления нового ламината со старым.

Почти 100% жёсткости можно восстановить, если ламинат довести до первоначальной толщины. Однако прочностные и усталостные свойства отремонтированного ламината всё равно останутся ниже исходного.

Размер пучков волокон имеет решающее значение для качественного ремонта стеклопластиковой лодки, поскольку большие пучки и тяжёлые маты / ткани закрывают воздух и богатые смолой карманы. Таковые с большей вероятностью образуются на границе между старым и новым ламинатом.

Рекомендации на подготовку обрабатываемых поверхностей

Настоятельно не рекомендуется чистить свежеотшлифованный пористый волокнистый ламинат ацетоном или растворителем перед ламинированием, если нет загрязнений маслом или жиром.

Если очистка необходима, после процедуры необходимо провести лёгкое шлифование чистой наждачной бумагой с последующей достаточной выдержкой по времени, чтобы дать растворителю «выдохнуться» (испариться).

Когда растворитель абсорбируется пористой поверхностью, «загрязняется» поверхностный ламинат, создаётся препятствие оптимальной адгезии. При использовании полиэстера единственно приемлемой процедурой является лёгкая протирка стиролом перед ламинированием.

Небольшое количество стирола слегка активирует поверхность и улучшит адгезию. Чрезмерное количество стирола недопустимо, так как приводит к ослаблению линии склеивания.

При ремонте области под ватерлинией, излишки стирола в новом полиэфирном ламинате способны вызывать гидролиз (поглощение воды) на более ранней стадии. Также излишки стирола способны вызывать преждевременное разрушение пограничной области между старым и новым ламинатом.

Важным при ремонте стеклопластиковой лодки является проверка влагосодержания ламината. Для этого используют инструмент — влагомер. Если ламинат содержит чрезмерное количество влаги, склеивание быстро нарушится, новый ламинат преждевременно отделится от старого.

Когда дело доходит до фактического ламинирования, необходимо соблюдать все те же процедуры, что соблюдаются при изготовлении новой стеклопластиковой лодки, включая соблюдение высоких стандартов контроля качества.


При помощи информации: ProBoat