Капсульный привод водного судна — что это такое?

Капсульный привод водного судна - что это такое?

Приводы капсульного типа для морских (речных) гондол, представляют механическую систему хода, исключающую необходимость в таких элементах, как валы, стойки, рули направления. Вместо сооружения традиционной ходовой части, преобразующей мощность двигателя в силу тяги, используется капсульный привод – негласно именуемый «гонд». Устройство, состоящее из трансмиссии, выдвижной передачи и гребного винта, которое сооружается непосредственно под областью днища судна.

Капсульный привод водного судна – краткая история

Первой системой такого рода отметилась конструкция производства фирмы «Volvo Penta IPS». Экспериментальный экземпляр выпустили в 2005 году. На текущий момент аналогичные устройства активно производят другие фирмы, например:

  • «Cummins»,
  • «ZF Marine»,
  • «Caterpillar».

Преимущественной стороной капсульных приводов водных судов малого и среднего водоизмещения отмечаются:

  • повышение эффективности действия,
  • увеличение полезного пространства лодки,
  • улучшенная управляемость и маневренность.

Если не считать достаточно высокой стоимости водной техники, оснащённой капсульными приводами, список недостатков системы на удивление небольшой.

Сейчас приводы типа «гонд» в буквальном смысле завладели рынком прогулочных яхт. Стоило лишь нескольким опытным яхтсменам опробовать систему, как слухи об уникальной новинке разлетелись моментально, что способствовало увеличению спроса. Неудивительно, капсульные приводы водных судов предлагают ряд преимуществ по отношению к традиционным бортовым лодочным моторам.

Стартер лодочного мотораКомплект топливный лодочный Джамп стартер авто новинка

Что такое капсульный привод судна как система?

Капсульный привод шарнирно соединяется с тяговыми направляющими винта, поэтому рули направления по факту исключены. Часть капсулы ниже ватерлинии предназначена для герметичного отделения привода от двигателя, чем обеспечивается надёжная защита в случае посадки на мель. Большинство капсульных приводов имеют парную конфигурацию, наряду с менее распространёнными – одиночными системами.

Капсульный привод морского (речного) судна по аналогии Volvo Penta IPS
Пример силовой установки морского судна, где используется капсульный привод запатентованный фирмой Volvo Penta. Полная сборка без «видимости» корпусной части лодки

Одной из популярных марок подобного рода изделий являются продукты «Volvo Penta» — широчайший выбор капсульных приводов под дизельные двигатели мощностью до 1000 л.с. Не отстаёт в деле производства и компания «Caterpillar» — относительно новая фирма, специализирующаяся на производстве «гонд», но выпускающая ассортимент ничуть не меньший «Volvo Penta».

Ещё одна компания – «Cummins Zeus», предлагает несколько более ограниченный модельный ряд, и без какого либо участия в бизнесе фирмы «Mercury Marine». Соглашение о поставках интегрированных энергосистем «Cummins MerCruiser Diesel Marine» расторгнуто несколько лет назад. Между тем фирма «ZF Marine» прекратила выпуск популярных некогда систем «POD 4000».

Капсульный привод судна (лодки) – что выбрать?

Очевидный момент, чтобы выбрать действительно стоящий продукт, в первую очередь следует получить сведения о преимуществах и недостатках. Рассмотрим сначала преимущественные стороны таких конструкций.

Преимущества уникальной системы привода

Капсульный привод водного судна обеспечивает прирост эффективности действия на 15-30 процентов по сравнению с прямыми бортовыми двигателями. Капсульный привод водного судна выступает под ватерлинию и обращён прямо вперёд (модели Volvo Penta IPS) или прямо на корму (модели Cummins Zeus, ZF Marine, CAT). Соответственно, нет снижения эффективности по причине углового вала, как в случае с внутренними двигателями.

Здесь тяга направлена строго по прямой линии. Вдобавок ко всему, гондолы в таком исполнении демонстрируют улучшенную гидродинамику, по сравнению с традиционно исполняемой ходовой частью. Плюс отсутствуют рули направления. Чтобы разогнать лодку до высокой скорости, требуется меньше лошадиных сил мотора и меньше топлива, чем при использовании прямых бортовых приводных систем.

Дополнительный бонус: запас топлива на таких судах может быть соответственно уменьшен, что позволяет сэкономить на водоизмещении лодки и еще больше повысить эффективность эксплуатации.

Ещё одно преимущество — увеличение полезного пространства судна. Моторы допускается устанавливать далеко на корме, длинные валы не нужны. Эти факторы открывают большие пространства внутри корпуса судна. Кроме того, за двигателями экономится пространство благодаря отсутствию:

  • валов,
  • сальников,
  • рулевых колонок,
  • рулевого механизма,

поэтому область под кабиной становится доступной для использования в качестве грузового отсека или иного назначения.

Капсульные приводы судна и конструктивное исполнение
Конструктивное исполнение: A — фирма «MerCruizerZeus», где 1 — своего рода «волнорез»; 2 — винты взаимным противотоком; 3 — встроенная триммер панель. B — фирма «Volvo Penta IPS», где 1 — прямо-направленные винты; 2 — выход выхлопных газов

Управляемость и маневренность — следующее преимущество судов, имеющих капсульную механику. Поскольку капсульные приводы водного судна шарнирно сочленяются независимо, тягу допустимо направлять куда необходимо. Это позволяет судну буквально вращаться по длине корпуса, разворачиваться на 90°, выполнять крутые повороты на скорости.

Управление водным судном при помощи джойстика

Капсульные приводы водного судна управляются джойстиком, поэтому маневрировать так же просто, как нажимать или поворачивать ручку для движения в любом направлении. Нет больше необходимости противодействовать двигателями и манипулировать дросселями, чтобы проскочить крутой поворот в бассейне залива или реки.

Отдельно следует отметить рыболовецкий бизнес. Здесь также явные преимущества в виде функционала удержания:

  • «Zeus Skyhook»,
  • «Volvo Penta Dynamic Positioning»,
  • «Caterpillar Station Keeping».

Благодаря таким функциям «виртуального якоря», на судне используется комбинация GPS, электронного управления и отсеков для поддержания точного позиционирования, несмотря на сильный ветер, волны и течение. Всё, что потребуется сделать — активировать всего одну кнопку. Всю остальную работу сделает система судна.

Недостатки уникальной механической системы

Как уже отмечалось – главным недостатком водного судна, где используется капсульный привод, выступает стоимость. Корпус лодки и распределение веса требуется проектировать специально с учётом применения капсульных механизмов, что требует значительных затрат для судостроителя.

Как показывает практика, такого рода системы получаются на 10-15% выше стоимости обычной лодки. Ремонт гондол, оснащённых капсульным механизмом, также обходится дороже, чем ремонт стандартной конструкции.

Чисто психологически воспринимаемым недостатком является внешний вид капсул, выпирающих из-под днища лодки, особенно для конструкций «IPS» с обращёнными вперед гребными винтами. Многие потенциальные обладатели трудно свыкаются с такой концепцией, предполагая о повышении шансов на подводные столкновения. Однако этот момент явно неоправданный ничем.

В качестве заключения

Конструкция направленно-передние стойки с винтами становится все более популярной среди любителей водного спорта. Фактически, фирма «Volvo Penta» представила направленный передний механизм для применения кормовым приводом всего несколько лет назад. Тем не менее, сейчас эта модель широко внедряется производителями небольших катеров и спортивных лодок.

Своеобразные обращенные вперёд винты, как показывает практика, значительно безопаснее обычных кормовых систем, применяемых для водных видов спорта, например вейк-сёрфинга. Объясняется это тем, что такие системы предполагают перемещение вращающихся винтов на несколько футов вперёд и под корпус лодки.


При помощи информации: Boats