Датчик уровня топлива лодочного бака – как проверить?

Датчик уровня топлива лодочного бака – как проверить?

Неточные цифры указателя уровня топлива внутри заправочного бака лодки – проблема широко распространённая. Особенно явной отмечается такая «погрешность» на старых лодках с большим периодом эксплуатации. Однако проблему исправить относительно несложно. Первоочередным действием логично определить: действительно ли причиной дефекта является датчик уровня топлива лодочного бака? Посмотрим, как это допустимо сделать.

Основные детали конструкции датчика уровня топлива

Датчики уровня топлива лодочных баков разработаны с учётом верхней установки на негерметичных алюминиевых или пластиковых топливных ёмкостях, используемых практически на всех типах морских (речных) судов. Конструктивно включают специальные функции и защиту от коррозии (внутренней и внешней), что делает этот продукт в определённом смысле стандартом качества.

Система датчик топлива лодочного бака технологически проста. Представляет собой своего рода поплавковый механизм, где шток поплавка связан с реостатом (тип электрической катушки). Такого типа катушка в стандартной конфигурации устройства обеспечивает переменное сопротивление в диапазоне 30 – 240 Ом. Один конец катушки подключается к плюсовому (изолированному от корпуса датчика) контакту, второй конец соединяется с корпусом датчика.

Датчик уровня топлива лодочного бака - классическая схема
Классический вариант схемы контроля: 1 – поплавок; 2 – реостат; 3 – клемма «I» (Ignition) стрелочного указателя; 4 – стрелка прибора; 5 – полюсный наконечник; 6 – переключатель зажигания; 7 — аккумулятор

По факту перемещения поплавка в зависимости от изменения уровня топлива внутри лодочного бака, движение штока поплавка передаётся ползунку реостата, который также приводится в движение. Соответственно, изменяется сопротивление реостата, величина которого определяет показания стрелочного индикатора. Однако, как проверить работоспособность сенсора для этой части схемы?

Автомобильный инвертор 12В на 220ВАвтомобильный инвертор 12В на 220ВАвтомобильный инвертор 12В на 220В

Датчик уровня топлива лодочного бака — проверка

Для проверки работоспособности сенсорного механизма следует убедиться, что на датчик уровня топлива лодочного бака подаётся питающее напряжение (12 вольт). Потребуется включить зажигание мотора, после чего проверить наличие плюсового потенциала мультиметром. Соответствующие (+, -) щупы тестера подключают между корпусом и плюсовой клеммой датчика уровня топлива лодочного мотора.

Как правило, плюсовая клемма датчика уровня топлива лодочного бака отмечена знаком «+» или «I» (Ignition). Если напряжение на клемме отсутствует, скорее всего, неисправность скрыта в цепи зажигания. Датчик уровня топлива лодочного бака в этом случае на 90% можно считать исправным. Если же на плюсовой клемме присутствуют 12 вольт напряжения, неисправными могут оставаться:

  • датчик уровня топлива,
  • стрелочный указатель,
  • линейные проводники.

Для более точного определения неисправного элемента схемы следует перейти к следующей части процесса тестирования датчику уровня топлива лодочного бака.

Продолжение процесса тестирования схемы контроля

Не отключая систему зажигания, можно попытаться отсоединить линейный проводник от стрелочного указателя. Обычно этот проводник отмечен символом «S» (Sender) на задней стенке прибора. После отсоединения этого проводника стрелочный индикатор должен показать максимальное значение уровня на контрольной шкале.

Если такого результата теста не отмечается, это свидетельствует о неисправности стрелочного индикатора. Тогда очевидным становится переход к следующему шагу. То есть стрелочный индикатор датчика уровня топлива лодочного бака необходимо заменить новым.

Датчик уровня топлива лодочного мотора - схема соединений
Устройство системы контроля (схема соединений): 1 — топливный бак; 2 – регулятор; 3 – датчик уровня топлива лодочного бака; 4 – клемма индикатора «I» (Ignition); 5 – клемма индикатора «S» (Sender); 6 – клемма массы

Другой вариант проверки – просто замкнуть контакт «S» стрелочного индикатора и клемму заземления, что также имеется на задней панели прибора. Если заземляющий контакт отсутствует, можно использовать длинную перемычку, достающую до массы моторного блока. По факту замыкания, стрелка индикатора должна сдвинуться до минимальной границы, что свидетельствует о нормальной работе прибора.

При условии исправности стрелочного индикатора, следующим логичным шагом видится проверка других компонентов системы, — проводников, соединяющих датчик уровня топлива лодочного бака, стрелочный указатель и другие части схемы. Проверить проводники просто. Достаточно отсоединить концевые части от схемных штифтов и проверить мультиметром на обрыв, используя режим Омметра.

Гребной винт для лодкиКарбюратор в сборе для Mercury Резиновая топливная груша на лодочный мотор

Традиционно проявляющиеся дефекты схемы контроля

Большинство схемных решений на датчики уровня топлива лодочного бака предполагают взаимодействие с механически двигающимся поплавком и реостатом. При условии полностью опущенного поплавка (бак пуст), сопротивление в цепи сенсора близко к нулю. Когда же поплавок поднят (бак наполнен), сопротивление в цепи сенсора контроля увеличивается до значения примерно 200 Ом. Это сопротивление оказывает влияние на показания стрелочного индикатора.

Достаточно часто проблема дефекта проявляется, когда поплавок внутри ёмкости выходит из строя. На старых моделях поплавки, как правило, выполнены из пробки. Со временем такой продукт утрачивает свойство плавучести, в результате чего система показывает некорректные сведения относительно наличия топлива в ёмкости.

Также среди распространённых проблем встречается такой вариант, когда реостат передаёт неправильные значения электрического тока на стрелочный указатель, даже при условии работы поплавка должным образом. В этом случае, как правило, приходится менять конструкцию датчика уровня топлива лодочного бака полностью.

Установка нового комплекта взамен неисправного

Инсталляция нового комплекта топливного сенсорного компонента пусть и проста, но требует следовать инструкциям производителя. Длину рычага поплавкового механизма, скорее всего, придётся изменять до полного соответствия размерам конкретного топливного бака. Точное соответствие размеров гарантирует правильное считывание показаний на стрелочном индикаторе.

Прежде всего, измеряется глубина резервуара от верха до низа в области размещения конструкции. Этим измерением определяется длина штока поплавка. Затем в соответствии с полученными замерами, шток обрезается. Для большей части таких устройств обрезку можно выполнить обычными кусачками. Однако в отдельных вариантах может потребоваться ножовка по металлу.

Отрезанный до нужной длины шток поплавка закрепляют установочными винтами из комплекта на фланце нового устройства, — на той части, что ввинчивается в верхнюю часть топливного резервуара.

Под новую установку обязательно применяют новую прокладку под фланец. Устройство помещается внутрь ёмкости, при этом следует убедиться, что шток поплавка свободно перемещается внутри, не задевает углов и стенок резервуара. Далее останется только подключить все проводники устройства согласно прилагаемой схеме.


При помощи информации: AutoMeter