Гребные винты лодочных моторов: конструктивные особенности на подбор

Гребные винты лодочных моторов: конструктивные особенности на подбор

Современный рынок располагает обширным ассортиментом гребных винтов лодочных моторов, например, фирмы «Yamaha». Владельцу лодочного мотора такой ассортимент позволяет извлечь максимальную пользу от подвесного двигателя. Правильной конфигурации гребные винты лодочных моторов дают максимум ускорения, скорости, экономии топлива и срока службы двигателя. Рассмотрим существующие конфигурации применительно к тем же лодочным моторам фирмы «Yamaha».

Критерии на гребные винты лодочных моторов

По сути, простая деталь – гребной винт, обеспечивает более тихую работу и лучшее управление моторной лодкой, если подобрана правильно. Независимо от сферы эксплуатации морского (речного) судна, всегда есть вариант подбора рабочего пропеллера для достижения максимальной производительности.

Список критериев для подбора гребного винта, однако, включает достаточно длинный перечень определений, которые требуется учитывать. Это, соответственно:

  • шаг,
  • диаметр,
  • число лопастей,
  • геометрия лопасти,
  • поверхность лопасти,
  • чашка,
  • скос.

Шаг – параметр, выражаемый «теоретическим» расстоянием (в дюймах или миллиметрах). Это расстояние, пройденное одним полным оборотом.

Гребной винт малого шага обеспечит лучшее ускорение / сцепление с водой при старте и толкающую силу. Однако малый шаг снижает границу максимальной скорости.

3R1W64516-0

Гребные винты лодочных моторов + критерии подбора
Критерии выбора, помимо параметров шага, заставляют обращать внимание также на следующие параметры: 1 — диаметр; 2 — количество лопастей; геометрия лопастей

Напротив, гребной винт крупного шага обеспечит меньшую тягу, но более высокую максимальную скоростью движения лодки.

Правильно подобранный гребной винт позволит лодочному мотору достичь верхней части диапазона WOT (With Out Throttle – без дроссельной заслонки).

Этот диапазон указан производителем мотора с учётом нагрузки от нормы до повышенной, но без превышения границы последней. Каждый дюйм шага сопоставим с цифрой 150 об/мин, плюс/минус 50.

Как определяется диаметр гребного винта лодочного мотора?

Диаметр гребного винта лодочного мотора определяется общей шириной «круга» по конечным границам лопастей при вращении пропеллера.

Пропеллеры увеличенного диаметра проталкивают больше воды и уходят глубже в воду, поэтому обычно используются на больших, тяжёлых лодках или на лодках с более высокими опорами двигателя.

Пропеллеры меньшего диаметра, как правило, используется на облегчённых лодках, где опора работает ближе к поверхности воды — или когда требуется более высокая частота вращения двигателя.

Помимо диаметра, важный критерий – число лопастей. Трёхлопастные гребные винты лодочных моторов являются наиболее распространёнными. Таким конструкциям  присущи хорошие общие характеристики, максимальная скорость и эффективность для большинства применений.

Однако четырёхлопастный гребной винт лодочного мотора обеспечивает увеличенный подъём носа и кормы, снижает подпор винта. Обычно это сопровождается увеличенным сопротивлением двигателя, что приводит к снижению максимальной скорости и других характеристик управляемости.

Характеристики по геометрии и площади поверхности лопастей

Свою роль в плане эффективности гребного винта исполняет также геометрия лопасти, имеющая отношение к реальной форме лопасти. Манипулируя формой, диаметром и шагом лопастей, можно создать разные рабочие характеристики для каждого типа и стиля гребного винта лодочного мотора.

Наряду с геометрией, площадь поверхности лопасти тоже имеет значение. Чем больше площадь поверхности лопасти, тем больше воды толкает гребной винт лодочного мотора, тем лучшая отдача в плане эффективности глиссирования.

MERCURY

Гребные винты лодочных моторов - критерии подбора
Критерии подбора, казалось бы, простого компонента лодочного мотора требуют обращать внимание: 1 — на поверхность лопасти; 2 — на присутствие/отсутствие чашек; 3 — на фактор скоса лопасти

Однако слишком большая площадь лопастей создаёт значительно большее сопротивление, потенциально ограничивая обороты двигателя и вызывая проблемы с управлением лодкой.

Стоит отметить и так называемую чашку лопасти гребного винта. Чашка — небольшая изогнутая кромка на конце лопасти и/или задней кромки.

Если чашки используются в надлежащих количествах, это помогает уменьшить проскальзывание гребного винта, что позволяет установить более высокий лодочный мотор и увеличить подъём носовой части.

Однако слишком большое количество чашек может вызвать чрезмерный крутящий момент рулевого управления и подъём носовой части – что приведёт к ограничению способности двигателя развивать и поддерживать надлежащие обороты на определённом шаге.

Наконец, угол наклона лопасти по отношению к стволу или центру гребного винта – ещё один существенный параметр, который выражается в градусах. Гребной винт лодочного мотора с высоким углом наклона лучше всего подходит для случаев, когда двигатель установлен высоко.

Такая установка уменьшает вентилирование и увеличивает подъём носовой части. Однако слишком большой угол наклона провоцирует:

  • перегрузку двигателя,
  • снижение сцепления с водой при старте,
  • ухудшение производительности и управляемости.

Гребной винт с малым передним углом вызовет меньшую нагрузку на лодочный мотор, что приведёт к потенциально лучшему сцеплению с водой при старте и к более высоким рабочим оборотам.

Что такое система демпфирования переключения передач?

Уникальная система демпфирования переключения передач (SDS — Shift Dampening System) применяется на лодочных моторах «Yamaha». Такого типа системой используется шлицевая задняя шайба и шлицевая резиновая ступица с целью снижения шума и вибрации.

SUZUKI

Гребные винты лодочных моторов + система демпфирования
Гребные винты лодочных моторов современных конструкций и система SDS: 1 — передняя прокладка; 2 — SDS хаб; 3 — задняя прокладка; 4 — шайба; 5 — гайка; 6 — штифт

Система демпфирования переключения передач лодочного мотора снижает ударный эффект при переключении и шумы, обычно связанные с переключением между передачами. Это тщательно разработанное решение обеспечивает плавное и тихое переключение.

Обзор гребных винтов лодочных моторов «Yamaha»

Известная японская компания производит гребные винты различной конфигурации для судов самого разного назначения.

Соответственно, подобрать гребной винт для лодочного мотора из ассортимента производителя не составит труда. Рассмотрим кратко предлагаемый ассортимент с целью общего ознакомления.

Серия алюминиевых и пластиковых изделий

Фирма «Yamaha» предлагает качество и производительность, заложенные в конструкции лёгкого гребного винта на основе алюминия или пластика. Это выгодный универсальный выбор для подвесного двигателя из серии моторов «Yamaha».

Серия гребных винтов для подвесных моторов «Yamaha» мощностью 2 — 225 лошадиных сил, доступна в широком диапазоне размеров и шага, с правым и левосторонним вращением.

3B2W64517-1

Гребные винты лодочных моторов Yamaha серия 1
Серия относительно простых, недорогих, но вполне эффективных изделий, включая разработки «Dual Thrust» и «Talon»

Также следует отметить запатентованные гребные винты «Dual Thrust», специально разработанные для парусных лодок и других судов с большим водоизмещением, предназначенных для перемещения тяжёлых грузов по воде.

Втулка таких изделий тщательно спроектирована для ротации направления выхлопного потока от лопастей, поэтому модели «Dual Thrust» прорезают «чистую воду» для повышения эффективности и ускорения.

Серия Talon GP с демпфированием переключения передач

Эта серия гребных винтов «Yamaha» предназначена для подвесных моторов F70 — F130. Преимущественные свойства гребного винта серии «Talon» — поддержка системы SDS — демпфирование переключения передач, что обеспечивает максимальную скорость и комфортную езду.

Плавное переключение передач и тихая работа на передаче, даже при скоростях малого хода, видятся особенно полезными для небольших подвесных моторов, когда предполагается рядное расположение агрегатов.

К этой же серии относятся алюминиевые 3-лопастные гребные винты, специально разработанные для уменьшения вентилирования и увеличения подъёма носа. Изделия обеспечивают превосходную удерживающую способность на поворотах с улучшенным сцеплением для лучшего контроля.

TOHATSU

Гребные винты лодочных моторов Yamaha - серия 2
Нержавеющие стальные гребные винты лодочных моторов Yamaha представляют крепкие надёжные изделия, способные противостоять коррозии

Кроме того, этот вид изделий обладает улучшенными характеристиками и большей крейсерской эффективностью в строгом положении дифферента, по сравнению с обычными 3-лопастными алюминиевыми гребными винтами.

Стойки «Talon» особенно эффективны на алюминиевых лодках среднего размера с глубоким и модульным V-образным вырезом. Особенно это характерно для случаев, когда под лодкой образовывается бурлящая водная среда.

Механизм демпфирование переключения передач от «Yamaha» интегрирован для уменьшения вибрации и шума при переключении. Этот механизм допускает использование со стандартной распоркой.

Серия надёжных нержавеющих стальных изделий

Выбор общего назначения — гребные винты лодочных моторов, изготовленные из нержавеющей стали с экономичным покрытием чёрной краской. Фирменное покрытие позволяет использовать лопасти:

  • более тонкие,
  • эффективные,
  • долговечные,

по сравнению с алюминиевыми конструкциями. Ассортимент открывает доступ в широком диапазоне размеров и шага для подвесных моторов «Yamaha», мощностью 25 — 300 лошадиных сил, с правым и левосторонним вращением.

Относимые сюда же продукты «Reliance», разработаны в первую очередь для использования с линейными подвесными моторами «Yamaha F150» и «Yamaha F200». Действительно соответствующие марке, надёжные гребные винты обеспечивает универсальные характеристики.

Самый высокий диапазон оборотов и улучшенные противовентилируемые характеристики отмечаются здесь, по сравнению с продуктами из окрашенной нержавейки. Гребные винты серии «Reliance» изготовлены из полированной нержавеющей стали и дополнены вылитым на втулке названием.

«Saltwater» — гребные винты лодочных моторов

Продукт «Saltwater Series II» — это выбор для современных крупных мощных катеров. Изделия отличаются тщательно отполированной конструкцией и большим диаметром.

Агрессивный угол наклона и дополнительные чашечки на лопастях обеспечивают превосходную топливную экономичность на средних оборотах.

Для этой продукции характерными являются также противовентиляторные характеристики. Для морских судов обеспечивается увеличенная дальность плавания и лучшая управляемость.

YAMAHA

Гребные винты лодочных моторов Yamaha - серия 3
Серия продуктов, отмеченная маркой Saltwater, а также гребные винты XTO OS — представлены высокоэффективными изделиями, работа с которыми способствует комфорту

Другой продукт — «Saltwater HS4», сделан из полированной нержавеющей стали с 4 лопастями для 4-тактных двигателей V6. По сравнению с обычным 3-лопастным гребным винтом, конфигурация с 4 лопастями имеет большую площадь поверхности лопастей.

Благодаря такой конфигурации, осуществляется захват гораздо большего объёма воды. Соответственно, достигаются более высокие тяговые характеристики.

В результате этот гребной винт лодочного мотора обеспечивает лучшее ускорение и способствует более устойчивой работе на бурной воде. Однако максимальная скорость обычно несколько ниже, чем у трёхлопастной конструкции. Доступны конструкции левого / правого вращения.

Гребной винт премиум-класса «Saltwater XL», разработан специально для 4-тактных подвесных моторов «Yamaha V8 5.3L». Созданные для использования огромной мощности этих двигателей и преобразования мощности в сильную тягу, гребные винты лодочных моторов «Saltwater XL» имеют увеличенный диаметр и на 21% большую площадь лопастей.

Такая конструкция помогает моторам «F350» генерировать до 45% больше тяги, чем другие подвесные моторы класса 250 л.с., и обеспечивает крупные лодки достаточной мощностью для быстрого глиссирования.

Также суда получают эффектное ускорение и максимально возможную скорость. Продукт, как и многие изделия из отмеченных выше, комплектуется системой демпфирования переключения передач (SDS).

Специально к подвесным лодочным моторам

Конструкция «Saltwater XL» — гребной винт на 4 лопасти, разработанный специально для подвесного двигателя «Yamaha» F350 (V8 5.3L), обеспечивает сильную тягу и способность быстрого хода. Бесшумная, плавная работа обеспечивается уникальной системой амортизаторов «SDS Shift».

Доступны два типа изделий «XL4»:

  1. XL4 (15 дм и 17 дм), предназначенные для очень больших и тяжёлых катеров.
  2. XL4-HP (22 дм и 24 дм), разработанные для более лёгких, высокопроизводительных многодвигательных катеров.

Под завершение обзора — гребные винты XTO OS. Изделия обладают диаметром 16 – 171/8 дюйма и увеличенной поверхностью лопастей. Эти гребные винты спроектированы таким образом, чтобы дополнять потенциал крутящего момента подвесного лодочного мотора «V8 XTO Offshore». Продукт оснащён запатентованной системой демпфирования переключения передач.


При помощи информации: YamahaMotor